Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

«Поэт жизни действительной»

31.03.2014

«ПОЭТ ЖИЗНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ»

Виртуальная выставка-обзор

к 205-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя


 Великий русский писатель Н. В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских.

Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Н. В. Гоголя, было еще пятеро детей. Первые двое из них родились мёртвыми. «Поэтому, в ожидании новых родов, она переехала в Сорочинцы, где жил знаменитый в то время малороссийский врач Трофимовский. Между прочим, она дала обет, если родится у нее сын, наименовать его Николаем, в честь чудотворного образа, называвшегося Николаем Диканьским. Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен» (П. А. Кулиш). «Новорожденный Николай был необыкновенно слаб и худ. Долго опасались за его жизнь. Через шесть недель он был перевезен в родную Васильевку-Яновщину» (Г. П. Данилевский). Там будущий писатель и провел свои детские годы, наведываясь вместе с родителями в окрестные места Диканьку и Кибинцы. «Трех лет от роду он уже сносно разбирал и писал слова мелом, запомнив алфавит по рисованным, игрушечным буквам» (Г. П. Данилевский). «- В какие лета выучились вы читать? - Гоголь: Я думаю, как и все, лет в семь. Но ведь нас не очень много занимали; нет, зачем. Все дело в том, чтобы заохотить ребенка учиться, а уж там и не заботиться. Я долго не говорил, до трех лет» (Неизвестная. Дневник (1851 г.).

«Тогдашний черниговский губернский прокурор Бажанов уведомил Гоголева отца об открытии в Нежине гимназии высших наук кн. Безбородко и советовал ему поместить сына в находящийся при этой гимназии пансион, что и было сделано в мае месяце 1821 года» (П. А. Кулиш). Образование Гоголь получил в гимназии города Нежин, где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актёрский талант.

«Учился же Гоголь совсем не замечательно. От профессора русской словесности Никольского получал постоянную тройку. В сочинениях его по словесности бывала пропасть грамматических ошибок. Особенно плох был Гоголь по языкам. Классы языков составляли тогда у нас три особые, независимые от других классов отделения, которые студенты всех курсов проходили по мере успехов. Гоголь окончил курс гимназии, но по языкам не дошел до 3-го отделения. Вообще Гоголь был самая обыкновенная посредственность, и никому из нас и в голову не приходило, чтобы он мог впоследствии прославиться на поприще русской литературы. Впрочем, нужно сказать правду, Гоголь любил чтение и особенно любил самые книги…» (Ю.Н. Артынов, школьный товарищ Гоголя).

Предполагая посвятить себя юстиции, в 1828 г. он переезжает в Петербург. Первые литературные опыты (стихи, поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованные под псевдонимом В. Алов) были подражательными и успеха не имели. В 1831 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголя как писателя.

Первая, принесшая ему славу книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», появилась в 1831–1832 гг. В 30-е гг. написаны и так называемые петербургские повести – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель», «Нос».

В 1835 г. Гоголь пишет свою знаменитую комедию «Ревизор». 19 апреля 1836 г. в Александринском театре состоялась премьера. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакционных кругов.

В июне 1836 г. Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 г. (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме. В Италии писатель работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Первый том поэмы вышел в мае 1842 г. в Москве (без «Повести о капитане Копейкине»), под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В том же году в Санкт-Петербурге выходят «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах. Туда вошли ранее не печатавшиеся комедии «Женитьба» и «Игроки» (1833), драматические сцены и др.


Последующее творчество Гоголя протекает всё более тяжело и неровно. В 1842–1845 гг. Гоголь снова за границей; он переезжает с места на место и работает над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. были изданы «Выбранные места из переписки с друзьями». 

В 1848 г. Гоголь совершил паломничество в Иерусалим, где у гроба Господня молился о помощи в его труде. С 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег набело переписанную рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Через 10 дней, 21 февраля (4 марта), он умер. На его похороны пришло несколько тысяч людей. Гоголь был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве. В 1931 г. его прах был перенесён на Новодевичье кладбище. 

Перечислять собрания сочинений, а тем более отдельные произведения Н. В. Гоголя, выпущенные в России, можно бесконечно.Мы предлагаем вам обратить внимание на некоторые издания, имеющиеся в фонде Центральной городской библиотеки.


Издание Н. В. Гоголя 1900 г.
(из фондов Сектора по работе с книжными памятниками ЦГБ)

  

Гоголь, Н. В. Сочинения : с биографией Н. В. Гоголя составленной В. И. Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравированными на стали Ф. А. Брокгаузом из Лейпцига, двумя автографами и тремя собственноручными рисунками / Н. В. Гоголь ; ред. Н. С. Тихонравов. – 15-е изд. – СПб. : Издание А. Ф. Маркса. – 1900. – (Приложение к журналу «Нива» за 1900 г.) – Т. 3-4. – 1900. – 266, [2], 231, [2] с. Шенрок Владимир Иванович (родился в 1853 г.) – историк литературы, известный знаток Гоголя. Почти вся литературная и ученая деятельность Шенрока посвящена изучению Гоголя; великий писатель нашел в Шенроке трудолюбивейшего и преданнейшего исследователя. В начале 1980-х гг. Шенрок начал заниматься Гоголем; его стараниями опубликована масса ценных материалов, хранившихся под спудом. В 1900 г. в типографии А. Ф. Маркса вышли «Сочинения» Н. В. Гоголя с его биографией, составленной В. И. Шенроком. С томами 3 и 4 этого издания вы можете познакомиться в нашей библиотеке. 





                                     

Титульные листы к тт. 3, 4 и шмуцтитул в т. 4 к пьесе «Женитьба» 


Иллюстраторы Н. В. Гоголя

Взрослые любят книги с иллюстрациями не меньше, чем дети, которым издатели чаще дарят такое удовольствие. Художник всегда соавтор писателя, поскольку иллюстрации помогают понять произведение. Задача художника в данном случае – предложить свое видение текста – понравится оно нам или нет. Гоголь — один из любимейших писателей русских и советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Вот некоторые из них.

Пётр Михайлович Боклевский

Гоголь, Н. В. Мёртвые души : поэма / Н. Гоголь. – [М.] : ГИХЛ, 1952. – 364 с. : ил. 


В 1952 г. в Гослитиздате вышло замечательное издание романа «Мёртвые души» с иллюстрациями Петра Михайловича Боклевского (1816, Рязань – 1897, Москва) – русского художника-иллюстратора. В этом издании дано лучшее воспроизведение иллюстраций Петра Боклевского к «Мёртвым душам» – не считая, отдельных листов 19 века, о которых простым смертным мечтать не приходится. В отличие от Агина и других современных ему иллюстраторов, Боклевский изображает не сцены из произведений, а портреты персонажей (в данном случае и в основном - Гоголя). Образы, по мотивам которых вот уже больше двухсот лет работают театральные гримеры. Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции. Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

 



                                    

                                               Чичиков                                      Манилов                                      Ноздрёв 


                                    

                                         Полицмейстер                                   Коробочка                                 Плюшкин 


Алексей Михайлович Лаптев 

Одним из важнейших событий в иллюстрировании Гоголя явился обширный цикл (около двухсот иллюстраций) к «Мертвым душам» Алексея Михайловича Лаптева (1905-1965), с особой выразительностью раскрывающий содержание бессмертной поэмы. Автору удалось воссоздать в новом и убедительном облике основные персонажи «Мертвых душ» и вместе с тем широко показать тот социальный фон, на котором развертывается действие поэмы. В ряде иллюстраций, и в этом состоит одна из несомненных заслуг художника, Лаптев трактует тему, которую иллюстраторы «Мертвых душ» обычно оставляли в тени, — тему народа.

Его замечательные иллюстрации вы можете увидеть в книге:

Гоголь, Н. В. Мёртвые души : поэма / Н. Гоголь ; рис. А. Лаптева. – М. : Л. : Детгиз, 1953. – 496 с. : ил. 






         

Иллюстрации на отдельных листах


                          


Иллюстрации в тексте

После выхода «Мёртвых душ» с его иллюстрациями А.М. Лаптев был избран членом-корреспондентом академии художеств.


Ювеналий Дмитриевич Коровин



Интересны иллюстрации и заслуженного русского художника РСФСР Ювеналия Дмитриевича Коровина (07.01.1914–16.02.1991.), с которыми можно познакомиться в книге:

Гоголь, Н. В. Ревизор : комедия в 5 действиях / Н. В. Гоголь. – М. : ГИХЛ, 1952. – 104 с. : ил. 





 





                                              

                                              

Обилие работ отечественных иллюстраторов на темы Гоголя и их разнообразный, разносторонний характер делают затруднительным и даже вообще невозможным сколько-нибудь исчерпывающий их обзор в настоящей краткой статье.

Приглашаем всех, кто любит творчество Н. В. Гоголя,
в нашу библиотеку. 




Возврат к списку