«Новомосковская библиотечная система»
- О МБУК "НБС"
- Библиотеки
- Услуги
- Основные услуги, оказываемые пользователям
- Муниципальные услуги в электронной форме
- Платные услуги
- Электронные книги
- Доступная среда
- Бесплатный WiFi
- Базы данных
- Перечень государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронной форме
- Туристический информационный пункт
- Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
- Пушкинская карта
- Новости
- Онлайн сервисы
- Информационные ресурсы
- Документы
- Независимая оценка
«ПОЭТ ЖИЗНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ»
Виртуальная выставка-обзор
к 205-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Великий русский писатель Н. В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских.
Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Н. В. Гоголя, было еще пятеро детей. Первые двое из них родились мёртвыми. «Поэтому, в ожидании новых родов, она переехала в Сорочинцы, где жил знаменитый в то время малороссийский врач Трофимовский. Между прочим, она дала обет, если родится у нее сын, наименовать его Николаем, в честь чудотворного образа, называвшегося Николаем Диканьским. Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен» (П. А. Кулиш). «Новорожденный Николай был необыкновенно слаб и худ. Долго опасались за его жизнь. Через шесть недель он был перевезен в родную Васильевку-Яновщину» (Г. П. Данилевский). Там будущий писатель и провел свои детские годы, наведываясь вместе с родителями в окрестные места Диканьку и Кибинцы. «Трех лет от роду он уже сносно разбирал и писал слова мелом, запомнив алфавит по рисованным, игрушечным буквам» (Г. П. Данилевский). «- В какие лета выучились вы читать? - Гоголь: Я думаю, как и все, лет в семь. Но ведь нас не очень много занимали; нет, зачем. Все дело в том, чтобы заохотить ребенка учиться, а уж там и не заботиться. Я долго не говорил, до трех лет» (Неизвестная. Дневник (1851 г.).
«Тогдашний черниговский губернский прокурор Бажанов уведомил Гоголева отца об открытии в Нежине гимназии высших наук кн. Безбородко и советовал ему поместить сына в находящийся при этой гимназии пансион, что и было сделано в мае месяце 1821 года» (П. А. Кулиш). Образование Гоголь получил в гимназии города Нежин, где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актёрский талант.
«Учился же Гоголь совсем не замечательно. От профессора русской словесности Никольского получал постоянную тройку. В сочинениях его по словесности бывала пропасть грамматических ошибок. Особенно плох был Гоголь по языкам. Классы языков составляли тогда у нас три особые, независимые от других классов отделения, которые студенты всех курсов проходили по мере успехов. Гоголь окончил курс гимназии, но по языкам не дошел до 3-го отделения. Вообще Гоголь был самая обыкновенная посредственность, и никому из нас и в голову не приходило, чтобы он мог впоследствии прославиться на поприще русской литературы. Впрочем, нужно сказать правду, Гоголь любил чтение и особенно любил самые книги…» (Ю.Н. Артынов, школьный товарищ Гоголя).
Предполагая посвятить себя юстиции, в 1828 г. он переезжает в Петербург. Первые литературные опыты (стихи, поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованные под псевдонимом В. Алов) были подражательными и успеха не имели. В 1831 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголя как писателя.
Первая, принесшая ему славу книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», появилась в 1831–1832 гг. В 30-е гг. написаны и так называемые петербургские повести – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель», «Нос».
В 1835 г. Гоголь пишет свою знаменитую комедию «Ревизор». 19 апреля 1836 г. в Александринском театре состоялась премьера. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакционных кругов.
В июне 1836 г. Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 г. (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме. В Италии писатель работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Первый том поэмы вышел в мае 1842 г. в Москве (без «Повести о капитане Копейкине»), под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В том же году в Санкт-Петербурге выходят «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах. Туда вошли ранее не печатавшиеся комедии «Женитьба» и «Игроки» (1833), драматические сцены и др.
Последующее творчество Гоголя протекает всё более тяжело и неровно. В 1842–1845 гг. Гоголь снова за границей; он переезжает с места на место и работает над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. были изданы «Выбранные места из переписки с друзьями».
В 1848 г. Гоголь совершил паломничество в Иерусалим, где у гроба Господня молился о помощи в его труде. С 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег набело переписанную рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Через 10 дней, 21 февраля (4 марта), он умер. На его похороны пришло несколько тысяч людей. Гоголь был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве. В 1931 г. его прах был перенесён на Новодевичье кладбище.
Перечислять собрания сочинений, а тем более отдельные произведения Н. В. Гоголя, выпущенные в России, можно бесконечно.Мы предлагаем вам обратить внимание на некоторые издания, имеющиеся в фонде Центральной городской библиотеки.
Издание Н. В. Гоголя 1900 г.
(из фондов Сектора по работе с книжными памятниками ЦГБ)
Гоголь, Н. В. Сочинения : с биографией Н. В. Гоголя составленной В. И. Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравированными на стали Ф. А. Брокгаузом из Лейпцига, двумя автографами и тремя собственноручными рисунками / Н. В. Гоголь ; ред. Н. С. Тихонравов. – 15-е изд. – СПб. : Издание А. Ф. Маркса. – 1900. – (Приложение к журналу «Нива» за 1900 г.) – Т. 3-4. – 1900. – 266, [2], 231, [2] с. Шенрок Владимир Иванович (родился в 1853 г.) – историк литературы, известный знаток Гоголя. Почти вся литературная и ученая деятельность Шенрока посвящена изучению Гоголя; великий писатель нашел в Шенроке трудолюбивейшего и преданнейшего исследователя. В начале 1980-х гг. Шенрок начал заниматься Гоголем; его стараниями опубликована масса ценных материалов, хранившихся под спудом. В 1900 г. в типографии А. Ф. Маркса вышли «Сочинения» Н. В. Гоголя с его биографией, составленной В. И. Шенроком. С томами 3 и 4 этого издания вы можете познакомиться в нашей библиотеке.
Титульные листы к тт. 3, 4 и шмуцтитул в т. 4 к пьесе «Женитьба»
Иллюстраторы Н. В. Гоголя
Взрослые любят книги с иллюстрациями не меньше, чем дети, которым издатели чаще дарят такое удовольствие. Художник всегда соавтор писателя, поскольку иллюстрации помогают понять произведение. Задача художника в данном случае – предложить свое видение текста – понравится оно нам или нет. Гоголь — один из любимейших писателей русских и советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Вот некоторые из них.
Пётр Михайлович Боклевский
Гоголь, Н. В. Мёртвые души : поэма / Н. Гоголь. – [М.] : ГИХЛ, 1952. – 364 с. : ил.
![](/upload/images/exhibition/1027.jpg)
В 1952 г. в Гослитиздате вышло замечательное издание романа «Мёртвые души» с иллюстрациями Петра Михайловича Боклевского (1816, Рязань – 1897, Москва) – русского художника-иллюстратора. В этом издании дано лучшее воспроизведение иллюстраций Петра Боклевского к «Мёртвым душам» – не считая, отдельных листов 19 века, о которых простым смертным мечтать не приходится. В отличие от Агина и других современных ему иллюстраторов, Боклевский изображает не сцены из произведений, а портреты персонажей (в данном случае и в основном - Гоголя). Образы, по мотивам которых вот уже больше двухсот лет работают театральные гримеры. Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции. Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Чичиков Манилов Ноздрёв
Полицмейстер Коробочка Плюшкин
Алексей Михайлович Лаптев
![](/upload/images/exhibition/1034.png)
Его замечательные иллюстрации вы можете увидеть в книге:
Гоголь, Н. В. Мёртвые души : поэма / Н. Гоголь ; рис. А. Лаптева. – М. : Л. : Детгиз, 1953. – 496 с. : ил.
Иллюстрации на отдельных листах
Иллюстрации в тексте
После выхода «Мёртвых душ» с его иллюстрациями А.М. Лаптев был избран членом-корреспондентом академии художеств.
Ювеналий Дмитриевич Коровин
![](/upload/images/exhibition/1041.jpg)
Интересны иллюстрации и заслуженного русского художника РСФСР Ювеналия Дмитриевича Коровина (07.01.1914–16.02.1991.), с которыми можно познакомиться в книге:
Гоголь, Н. В. Ревизор : комедия в 5 действиях / Н. В. Гоголь. – М. : ГИХЛ, 1952. – 104 с. : ил.
Обилие работ отечественных иллюстраторов на темы Гоголя и их разнообразный, разносторонний характер делают затруднительным и даже вообще невозможным сколько-нибудь исчерпывающий их обзор в настоящей краткой статье.
Приглашаем всех, кто любит творчество Н. В. Гоголя,
в нашу библиотеку.