Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Чудо, сотворенное в печатне:Апостол 1564 года

01.03.2014
Чудо, сотворенное в печатне:

Апостол 1564 года:

Виртуальная выставка-обзор



                «…а не кляните так, как не дух святой и не ангел писал, а грешная и тленная рука…»

                                                                                                             Из предисловия к «Апостолу»

                                                                                                                                       Иван Фёдоров





Чудо, сотворённое в печатне


Потёртые переплеты, пёстрые форзацы, пожелтевшие страницы с необычно большими полями, старинные гравюры и экслибрисы великих владельцев – все это погружает нас в давно минувшее время. Книги тогда были символом богатства и считались ценным подарком.





      Московский Апостол 1564 год


За них на Руси давали по пять деревень Известно, что Иван Грозный подарил английскому послу Джону Горсею «Острожскую Библию», изданную Иваном Фёдоровым, и хранящуюся до сих пор в Британской библиотеке. В поздние елизаветинские или екатерининские времена, времена Ломоносова, Карамзина, Пушкина и Гоголя, они стали символом просвещения.

Эти книги пережили века. Они знают руки государей, вельмож, великих ученых. Часть из них написана замысловатой старославянской вязью, непонятной сегодняшним читателям, часть напечатана шрифтом с несуществующей в современном алфавите буквой «ять». Сохранились они в фондах крупнейших библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, в частных коллекциях и зарубежных библиотеках – почти всегда в единственном экземпляре.

На Руси первые печатные книги были известны с конца XV в.

Надо сказать, что вплоть до ХVI века в Москве печатались в основном богословские книги. Изданные в то время, они уже по своему внешнему виду они отличались от тех, к которым мы привыкли. Церковные книги имели богатый и тяжелый переплет, были окованы золотом и серебром и по внешнему виду скорее напоминали сундучки, чем книги. Были они предназначены для громкого чтения во время церковной службы, когда книга лежит на аналое, особом, предназначенного для этого столе. Люди тогда охотно раскупали рукописные издания, которые в то время пользовались большой популярностью. Привлекало богатство их исполнения, да и стоимость была ниже печатной продукции.




               

Церковная книга в тяжелом переплете


Между тем ровно 450 лет назад, в царствование Иоанна Грозного, на Руси произошла «маленькая революция». Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец начали дело, которое сделало книгу доступной. А значит, доступными стали и знания. Поэтому на Руси Ивана Фёдорова считали не просто мастером, чем-то наподобие полиграфиста, но просветителем.






Один из первых печатных станков


Первого (а по новому стилю 14-го) марта 1564 г. на Никольской улице, недалеко от Московского Кремля в типографии Ивана Фёдорова вышла в свет первая, точно датированная московская печатная книга «Апостол». Событие, имевшее колоссальное значение в истории русской культуры. В России началась эра печатной книги. Примечательно, что сам Иван Фёдоров никогда не называл себя первопечатником.








Митрополит Макарий на Памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

При нём была открыта первая типография для печатания священных и богослужебных

книг









Не сохранилось документальных свидетельств о детских и юношеских годах Ивана Фёдорова. Известно, что он был очень образованным человеком. Родился в Московском государстве, долгое время жил в Литве и учился в Краковском университете. Не установлено, где и у кого изучил книжное дело Иван Фёдоров, но он в совершенстве владел всеми типографскими специальностями, был гравером, наборщиком, печатником, изготовлял шрифты. Сам он считал книгопечатание «даром, свыше ниспосланным», «божественным талантом», «делом богоизбранным». Известно, что однажды гетман Ходкевич предложил Ивану Фёдорову оставить книгопечатание и заняться хлебопашеством. На что получил ответ: «...не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную пищу...» Был он также и мастером-пушечником, и даже изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Вернувшись из Литвы на Родину, Иван Фёдоров вошёл в окружение одного из самых образованных людей того времени – митрополита Макария.



Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нём заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 г.





Фронтиспис «Апостола» 1564 г.
и первая страница книги


Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария и издан тиражом около 1000 экземпляров. Известно ещё несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные».

«Апостол» – это книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом и рассчитан на читателя, который будет читать, держа книгу в руках. Иван Фёдоров издавал книги уже не для литургии, а для личного пользования.

Особое место в книге занимает фронтиспис – замечательное произведение древнерусского художника-гравера, первая художественная гравюра на дереве в России.

Фронтиспис состоит из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колонках, и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги – апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью.

Сам текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Фёдоров сделал шрифт более ёмким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли.

Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами.



«Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою глава…» и «Святого апостола Петра 1-е послание соборное в пяток 32-й недели» Апостол. Типография Ивана Федорова. Москва, 1564 год


Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв. Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве он считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. Было сделано много исправлений, внесены слова, не встречавшиеся в рукописных списках (возможно, они заимствованы из не дошедшего до нас источника), исключены устаревшие выражения и обороты, изменена орфография, которая соответствует в печатном тексте произношению. «Апостол» – книга без опечаток. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Это свидетельство того, что текст был подготовлен очень тщательно. Предисловия и послесловия были традиционными частями древней книги. Существовали обязательные формулы, которым надлежало следовать. В «Апостоле» они лаконичнее, но в них входят элементы проповеди и поучения, обращенного к читателям, торжественное объявление о деяниях царя, о книге и книгопечатании. Это оригинальный текст светского содержания, по стилю близкий к официальной литературе того времени. В нём Иван Фёдоров, по примеру старых книжников, просит читателей извинить ему ошибки в книге: «как не дух святой и не ангел писал, а грешная и тленная рука». Надо отметить, что послесловие к Апостолу это единственный документ, из которого мы можем узнать, что Иван Фёдоров был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.


Оформлен «Апостол» был с большим искусством: в книге богатые рисованные заставки перед каждым разделом, множество красочных виньеток, буквиц-инициалов. В технике ксилографии выполнены 48 заставок и 22 инициала, которые характеризуются высоким художественным мастерством.



Гравированные инициалы Апостола.

Типография Ивана Фёдорова. Москва, 1564 год



Книга богато и со вкусом орнаментирована. В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на высоком профессиональном уровне.


В Москве до закрытия типографии первопечатник успел издать лишь три книги, ещё десять были напечатаны позже в Белоруссии и на Украине. По тем временам Иван Фёдоров издавал книги неплохими тиражами. Они отличались очень высоким качеством исполнения и заслуженно считаются настоящими произведениями искусства. Но просветительская деятельность Ивана Фёдорова встретила сопротивление. Последовали обвинения в ереси от переписчиков книг, у которых заведение Фёдорова отбирало работу. После поджога типография сгорела. Фёдоров и Мстиславец свернули деятельность в Москве и перебрались в Великое княжество Литовское, где после изданий белорусского и восточнославянского первопечатника Франциска Скорины типографское дело заглохло.








Орнаментальные заставки Федоровского Апостола
 

Здесь, в Заблудове, Фёдоров и его товарищ организовали новую типографию. Здесь в 1568 году вышла первая книга литовского периода – «Евангелие учительное». До нашего времени сохранилось примерно пятьсот книг, напечатанных Иваном Фёдоровым. Некоторые из них в единственном экземпляре. Например, «Часовник» (вторая книга после «Апостола»), изданный дважды, есть только в Королевской библиотеке Брюсселя, а «Азбука» – только в библиотеке Гарвардского университета. Е. Л. Немировский, известный российский учёный книговед, предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 – в Киеве, по 2 – в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцати – в различных городах мира.


Источники:


· Баренбаум, И. Е. История книги / И. Е. Баренбаум. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Книга, 1984. – 248 с. – О книге «Апостол» см. : С. 26-28.

· Бас, И. Иван Фёдоров / И. Бас. – М. : Мол. гвардия, 1940. – 208 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 8 (164).

· Березов, П. Первопечатник Иван Фёдоров / П. Березов. – М. : Моск. рабочий, 1953. – 232 с. : ил.

· Глухов, А. «Ради братий моих» : «Апостолу» И. Фёдорова – 430 лет / А. Глухов // Библиотека. – 1994. – № 7. – С. 55-58.

· Немировский, Е. Л. Апостол 1564 года / Е. Л. Немировский // Немировский, Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве / Е. Л. Немировский. – М. : Книга, 1964. – С. 271-312.

· Немировский, Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510-1583) / Е. Л. Немировский ; отв. ред. А. А. Чеканов. – М. : Наука, 1985. – 320 с. : ил.

· Немировский, Е. Л. По следам первопечатника / Е. Л. Немировский. – М. : Современник, 1983. – 216 с. : ил.

· Овсянников, Ю. М. Ради братий своих : историческая повесть / Ю. М. Овсянников. – М. : Мол. гвардия, 1975. – 144 с. : ил.

· Паль, Р. Человек придумал книгу / Р. Паль. – М. : Сов. Россия, 1983. – 336 с. : ил.

· Степанов, Г. Тайны печатника Иоанна / Г. Степанов // Эхо планеты. – 2013. – № 9 (7-13 марта). – С. 41-43.


Электронные ресурсы:


· Накорякова, K. M. Первые печатные книги. Иван Фёдоров как редактор. – URL : http://www.evartist.narod.ru/text12/26.htm (дата обращения 19.02.2014).

· Рязанцев, А. Дело Ивана Фёдорова. 450 лет русской печатной книге. – URL : http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/author/article0453-ivan-fedorov-pervaya-pechatnaya-kniga.html. (дата обращения 19.02.2014).

· Домбровский, А. Царь-буква славянских печатных книг. – URL : http://samstar.ucoz.ru/news/2008-09-16-1060 (дата обращения 19.02.2014).

· Копеин, А. 450 лет назад в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. –URL : http://alex-kopein.livejournal.com/137491.html (дата обращения 19.02.2014).



















Возврат к списку