Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Традиции татарского народа

26.11.2014

Центральная городская библиотека продолжает «Национальные сезоны» и сегодня мы вспомним о культуре народа, чья история и культура тесно переплелась с историей России. Это культура Татарского народа. Татарские народные обычаии духовное культурное богатство в значительной степени объясняется тем, что татары проживают на границе восточной и западной цивилизации и на стыке двух религий - ислама и христианства.Предки современного татарского народа - булгары – приняли ислам в X веке, воедино соединив свои тюркские корни и влияние арабской культуры. На этой благодатной культурной почве получили развитие татарская народная культура и яркое самобытное национальное искусство. Арабская культура, пришедшая вместе с исламом, дала мощный импульс для развития татарской культуры и народного творчества. В 1552 году войска русского царя Ивана Грозного захватывают столицу Казанского ханства город Казань, и начинается активное взаимообогащение русской и татарской культуры.

Русские переселенцы привносят многие элементы русской народной культуры и перенимают многие детали культуры народов Востока. Особенно много заимствований в области бытового разговорного языка и народных ремесел. Казанская шапка, ханский трон и шапка Мономаха, с их богатой инкрустацией и вычурными восточными узорами, оказали значительное влияние на русское декоративно-прикладное искусство. На протяжение многих столетий происходило тесное переплетение Московского и Казанского ханства, которые не только вместе воевали и торговали, но и обменивались искусными ремесленниками и мастерами, талантливыми архитекторами и ювелирами. 

Татарские народные обычаи домоводства

Наиболее точно татарские народные архитектурные традиции сохранились в сельской местности. Казанские татары веками жили в деревянных избах, а не в походных юртах или кибитках. Как правило, татарские сельские жилые дома со стороны фасада отстоят от края улицы не менее чем на 2 метра и огорожены забором. Характерно деление татарского жилища на мужскую и женскую половины особым тканевым занавесом - чаршау.

Позднее, в XIX веке, вместо занавески в татарских домах появилась деревянная перегородка.  

На мужской половине избы находился семейный обеденный стол, место хозяина семьи и почетное место для гостей. Татарская изба отличалась от русской только отсутствием сеней при входе.

В каждой татарской семье в обязательном порядке в избе стояли зеленые или красные сундуки, которые были частью приданого. В избах богатых татар сундуков было так много, что их ставили друг на друга. Яркой национальной особенностью внутреннего убранства татарского сельского жилища был «шамаиль» - написанный на бумаге или стекле и вставленный в деревянную рамку текст Корана с пожеланиями благополучия и мира семье. Шамаиль размещали над входной дверью как оберег.

Особое внимание татарский народ уделяет сочной раскраске входных ворот, широко используя яркие насыщенные цвета: зеленый, голубой, белый и желтый. Внутри жилого дома стены, простенки и углы богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками. Обилие домашней вышивки объясняется некоторым затворничеством татарских женщин, которые раньше редко выходили из дома и занимали рукоделием всё своё свободное время. Наиболее ценные вышитые работы десятилетиями хранились в сундуках и доставались по большим праздникам. Особенно красочным становился сельский татарский дом во время свадебных торжеств и народных праздников, включая Сабантуй.

Казанские хозяйки вышивают по яркой насыщенной ткани цвета бордо, зеленый, желтый и фиолетовый. При вышивании используют крученый шёлк, позолоченный или посеребренный шнур, бисер и жемчуг. Татарский народный орнамент состоит из геометрического или растительного узора. Особенно славятся своей красотой казанские полотенца, расшитые серебряно-золотой нитью по белому шелку.

Казанские татары исповедуют ислам. Мусульманство запрещает любое изображение Бога и любое живое существо – человека, животное, птицу. В связи с этим запретом шариата, у татарского народа получил повсеместное развитие геометрический орнамент. 

Татарские народные кулинарные обычаи и традиции гостеприимства

Гостеприимство на Востоке (и не только на Востоке) всегда высоко ценилось и почиталось. «Не гостеприимный человек неполноценен» гласит мусульманская пословица. Гостеприимство считалось одной из важнейших человеческих добродетелей еще у жителей Великой Булгарии. В полной мере татарское гостеприимство проявилось во время приема в честь багдадского халифа, прибывшего по просьбе булгарского царя Альмуша летом 922 года, чтобы способствовать принятию ислама в Волжской Булгарии. Еще в пути сыновья и братья царя встретили гостей хлебом, мясом и просом. Особенно поразил посла Сусана радушный официальный прием в царской юрте. После обильного стола гостям было предложено унести оставшиеся яства в свое жилище.

Татарам присуще принимать гостей с особой душевностью и открытостью, гость не выйдет из дома, не попробовав сытные и разнообразные блюда, с самым необычным сочетанием продуктов. Каждый путешественник, отведав татарскую кухню, запоминает этот вкус навсегда.

Прием гостя не менялся в течение веков, по обычаю перед ним застилают стол нарядной скатертью и предлагают вкусить самое лучшее – особый чак-чак, щербет, мед, а также ароматный чай. Гостеприимность востока прославлена на весь мир, она передается от отца к сыну и впитывает с молоком матери. Мусульмане не просто угощают гостей, они засыпают его подарками и ждут того же в ответ. Народ говорит такие слова «Кунак аши-кара карше», что переводиться, как «Гостевое угощение взаимное»

Татарские народные традиции хлебосольства испытал на себе и российский император Петр Первый, праздновавший свое 50-летие в богатом доме зажиточного казанского купца Ивана Михляева. В тот день Бог послал на праздничный татарский стол: «сперва холодные блюда из мяса и рыбы, затем горячее, потом – жаркое, за которыми шли пирожное и сласти, в промежутках между жидкими блюдами подавались пироги».

Некоторые ограничения в татарской кухне накладывал ислам. Шариат (совокупность нравственных норм ислама) запрещает есть мясо свиньи (грязное животное) и некоторых птиц (сокола и лебедя), которые считаются священными. Один из главных религиозных запретов ислама распространяется на алкогольные напитки. В Коране написано, что в вине, как и в азартных играх, есть и плохое и хорошее, но плохого гораздо больше.

Кулинарные предпочтения татарского народа складывались не один век и обогащались от своих соседей. От тюркских племен эпохи Волжской Булгарии оставили рецепты, как приготовить катык, бал-май (масло с медом), кабартма (лепешки). Китайская кухня подарила татарской кухне чай и пельмени, узбекская – плов, халва и шербет, таджикская – пахлеве. При дворе русского царя Ивана Грозного жарили мясо только татарские повара, т.к. на Руси в эти времена еду либо варили, либо выпекали в русской печи.

Татары совмещали оседлое земледелие с подсобным животноводством. Из овощей выращивали лук, морковь, редьку, репу, тыкву, свеклу. В области скотоводства традиционно преобладал крупный (коровы и лошади) и мелкий (овцы) скот. Очень существенным подспорьем в татарских крестьянских хозяйствах были птицеводство (куры, гуси, утки) и пчеловодство. Молоко использовалось в переработанном виде, зачастую как кисломолочные продукты (творожные изделия, сметана, катык, айран).  

Все народные татарские кушанья можно разделить на следующие основные группы: жидкие горячие первые блюда, вторые блюда (включая печеные мучные изделия с не сладкой начинкой), печеные изделия к чаю со сладкой начинкой, лакомства. Татары очень любят пить крепкий горячий черный чай, часто разбавляя его молоком. Согласно адабу - исламской этике - любая еда начиналась с мытья рук. Перед началом трапезы мусульманин произносил: "Бисмиллах арра хман аррахим" ("Во имя Аллаха милосердного и милостивого"), заканчивалась еда также молитвой. Ели мужчины и женщины отдельно. Известный татарский просветитель и энциклопедист Каюм Насыри в своей книге о воспитании описал ряд правил, обязательных во время еды : "За стол садись сразу же, как только подадут еду, не заставляй себя ждать. Ешь правой рукой, если за столом собрались почтенные люди, не тяни к еде руку раньше них - это невоспитанность. В умеренной еде большая польза - будешь здоров телом, ясен умом, силен памятью. Застольный этикет имел свои особенности. Так, например, на самом почетном месте во главе стола (тёр) садился глава семьи - отец, рядом с ним - мать, затем располагались старшие и младшие дети. Если в семье были старики или гости, то самые почетные места предоставлялись им. Старших уважали как хранителей семейных традиций и носителей культурных ценностей народа. Необходимо отметить, что перед едой обязательно мыли руки. Первым к пище со словом "Бисмилля" ("Во имя Аллаха!"), приступал глава семьи, а затем и все остальные участники трапезы. Нарушение этого порядка считалось признаком невоспитанности. После окончания трапезы не вставали из-за стола до тех пор, пока старший не читал короткую молитву (софра дувасы), которая включала в себя стих из Корана и благопожелания, обычно в рифмованных строках.  

В Новомосковске дружно проживает большая татарская диаспора. Она представлена общественной организацией «Местная татарская национально-культурная автономия г. Новомосковска тульской области». Ее возглавляет Насибуллин Фазол Канифуллович. 5 июля в Центральной городской библиотеке состоялся День татарской национальной культуры в Новомосковске. Гости и участники этого праздника на себе почувствовали всю широту татарского гостеприимства и самобытность национальной культуры татар, не говоря о том, какое наслаждение всем доставили традиционные лакомства татарской кухни.

Семейные ценности татарского народа

Создание мусульманской семьи всегда было одной из высших ценностей в татарском обществе, а вступление в брак считается богоугодным делом и очевидной абсолютной необходимостью. У татарского народа, как и у всех мусульман, создание семьи считалось священной обязанностью. Равноправный брак в исламе (никáх) – это неиссякаемый источник любви, сострадания и взаимопонимания супругов, ведь Пророк Мухаммед поощряет внимательное, доброе отношение к мусульманским женам. Браки татар между приверженцами разного вероисповедания не поощрялись. Коран запрещает жениться на неверующей в единого Бога (язычница, атеистка, агностик) и крайне неохотно допускает женитьбу на иудейке или христианке. Возраст вступления в брак для татарских девушек редко превышал 16-17 лет, иногда, , глава семьи должен быть старше своей молодой жены на 3-5 лет. После татарской свадьбы молодая жена переходила во власть и на иждивение своего супруга. Родители невесты в дела молодых не вмешивались, ориентировали своих дочерей будущих невест на терпимость и покорность мужу. Вся полнота власти в татарской семье была у старшего мужчины. Селились молодые у родителей супруга, отступление от этого правила считалось стыдом и страшным позором. Татарская народная пословица гласит: "Лучше войти в огонь, чем зятем в дом". Традиционно татарская семья стремилась иметь как можно больше детей, особенно мальчиков. Часто встречались семьи, где по дому бегало 6-8 ребятишек.

Важнейшей задачей семьи у татарского народа было и остается воспитание высоких морально-нравственных качеств у детей в национальном духе. В патриархальной татарской семье отец занимался трудовым воспитанием сыновей, а мать учила по хозяйству дочерей. Считалось, что детей нельзя баловать, особенно авторитетному отцу. Семейные татарские народные традиции строились на уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Особенным уважением пользуются дедушка (бабай) и бабушка (эби). Младшие дети должны беспрекословно слушаться старших, а те, в свою очередь, оберегать и заботиться о младших. В многочисленных семьях татар младшие дети никогда не вмешиваются в разговоры старших и не перебивают друг друга. Взаимное общение основано на уважении и признании значимости личности собеседника. Осиротевшие дети не отдавались в приюты, а воспитывались в семьях родственников или односельчан. Татарская семья всегда являлась основой национального духа татарского народа, хранителем высоких человеческих моральных норм и нравственных начал. Ничто так не скрепляет любой народ, как культурные обычаи предков. Народные обычаи и национальные традиции – это живые рациональные зерна, которые возникли в результате накопления и осмысления колоссального житейского опыта предков и живого познания окружающего мира. Народная культура – это генетическая национальная память народа, которая не позволяет ему обезличиться, раствориться в окружающем мире. Национальные традиции позволяют ощутить свою принадлежность к единому целому, не разорвать нить времен, связывающих человека с Родиной и предками, получить жизненную опору и силу.



Возврат к списку