«Новомосковская библиотечная система»
- О МБУК "НБС"
- Библиотеки
- Услуги
- Муниципальные услуги в электронной форме
- Платные услуги
- Бесплатные услуги
- Доступная среда
- Бесплатный WiFi
- Базы данных
- Перечень государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронной форме
- Туристический информационный пункт
- Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
- Пушкинская карта
- Новости
- Онлайн сервисы
- Информационные ресурсы
- Документы
- Независимая оценка
Мы продолжаем «Национальные сезоны» в библиотеке и теперь нам предстоит знакомство с нашим ближайшим соседом – Республикой Беларусь. Мы не просто узнаем о традициях этого народа, а с помощью нашей виртуальной выставки станем гостями на самом ярком и веселом народном празднике традиционной белорусской свадьбе!
Почему на свадьбах кричат «Горько!», ставят молодоженов на рушник или надевают невесте на голову платок? И вообще: в чем суть свадебного торжества? Может быть, лучше на сэкономленные на свадьбе деньги купить что-нибудь в дом или поехать путешествовать?.. Наших предков такие сомнения не посещали. Не провести свадебный обряд означало лишить себя поистине волшебной возможности запрограммировать будущую семейную жизнь на счастье, достаток и мир в доме. Белорусское «вяселле» (свадьба) ― один из древнейших обрядов белорусов. Он имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Относиться к народным традициям можно по-разному: как к суевериям, пережиткам прошлого или пыльным музейным «экспонатам», а можно считать источником с живой водой многовековой мудрости, наблюдений и знаний жизненных закономерностей. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.
Когда справлять свадьбу?
Считается, что нельзя устраивать свадьбу и венчание во время поста: Рождественского, Великого, Петровского или Успенского. А также во вторник, четверг, в канун больших церковных праздников, в високосный год, в мае и год после смерти родственника. Благоприятными периодами для свадьбы считается время от конца августа до Рождественского поста, кроме поминальной недели (третья неделя после Покрова) и Мясоед, который длится с конца декабря до Масленичной недели.
Сватовство
Подготовка к свадьбе сопровождалась большим количеством самых разных примет и суеверий. Даже в разрешенное время свадьба или сватовство могли сорваться. Например, сваты могли вернуться домой, если черная кошка перебежала им дорогу. Такая суеверность объяснялась страхом за счастливое будущее молодых, родным и близким хотелось, чтоб молодая семья жила в благополучии и достатке.
Свадебный обряд начинался со сватовства, которое проводилось по своим правилам. Свататься приходили во вторник, четверг и субботу. Обычно это было пять-шесть человек: родители, крестные, братья или сестры. Сам жених на сватовстве мог не присутствовать. Случалось, что сватам отказывали, это было неприятно для семьи жениха. Поэтому прежде чем идти свататься родня жениха присматривалась к избраннице, к отношениям между молодыми. На Полесье, кстати, чтобы избежать фиаско во время сватовства проводился еще один обряд – «пярэпыты». За несколько дней до сватов в дом молодой засылали «скаллю» - женщину, которая должна была заручиться согласием молодой и ее семьи. Если «пярэпыты» были удачными, то назначалось время сватовства, во время которого молодая уже не могла отказать жениху – это считалось позором для семьи.
Сваты никогда не приходили с пустыми руками – они приносили угощения: каравай, мед, водку и т.д. Начиналось все с шутливого диалога между родственниками невесты и сватами. Часто использовались фразы типа «у вас товар, у нас купец», «кажуць, у вас цялушка добрая, то прадайце» и т.д. Родители молодой решали, отказать сватам или нет. Когда они соглашались, то приглашали сватов в дом, где спрашивали у девушки, согласна ли она выйти замуж. Если все проходило хорошо, то в знак согласия выпивалась бутылка, принесенная сватами. Эту бутылку обвязывали поясом, а внутрь насыпали зерно. Если девушка отказывала сватам, то они могли забрать все свои подарки. Считалось, что если главный сват разобьет бутылку о ворота несговорчивой девушки, то она не выйдет замуж.
Свадебные наряды
К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы. Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.
Фата
В конце свадьбы мать жениха подходила к невестке, снимала с нее фату и повязывала символ женской доли ― платок и фартук. Фату передавали шаферке (свидетельнице), она надевала ее и делала три поворота вокруг себя. Этот обряд символизировал передачу жизненной эстафеты: считалось, что именно свидетельница станет следующей невестой. Потом фата оказывалась у других девушек, они повторяли ритуал. Затем мать жениха забирала фату и вешала ее в доме под иконами. Передавать, дарить или продавать фату нельзя, потому что она обладает мощной и надежной силой, охраняющей семейную пару. С ее помощью можно лечить будущих детей.
Кольца
По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки. Нельзя использовать найденные кольца, переплавлять родительские.
Застолье
Встречали молодоженов с караваем и медовухой. Медовуху нужно было только пригубить, а остальное вылить через плечо, чтобы все плохое осталось позади. Жених и невеста целовали каравай и кланялись. Затем они замыкали на пороге замок ― символ прочного счастья. А на сам порог ступать запрещалось, чтобы избежать ссор в семье. Молодые шли по самотканому полотну, которое за ними скручивали, чтобы никто на него случайно не наступил и таким образом не разлучил их. К столу жених и невеста подходили по ходу часовой стрелки (по солнцу), а выходили в обратном направлении. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их не разделяли ни ножки стола, ни подлокотники. Чтобы обеспечить богатство, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом мехом вверх, чтобы «были молодые богаты, как тулуп косматый». Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой. Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить. На протяжении всей свадьбы молодые сидели только вместе, держались за руки, чтобы между ними никто не проходил, в обратном случае брак мог быть недолговечным. Никакие обряды свадьбы или танцы не должны были разлучать пару. В некоторых районах Беларуси была даже такая традиция: сразу после венчания крестный отец соединял руки молодоженов и перевязывал их специальным рушником. В конце застолья происходил еще один исключительно символичный обряд. К столу молодоженов подходила мать жениха, стелила на него рушник, на котором жених и невеста стояли во время венчания (или теперь регистрации в ЗАГСе). Затем вытирала салфеткой тарелки, ложки, фужеры, которыми они пользовались, и, вместе с венчальными свечками и куском каравая, складывала на рушник и перевязывала его поясом-оберегом. Это ― еще один символ счастливой семейной жизни, его складывали в шкаф или сундук и никогда в жизни не развязывали. «Горько!» Пировали гости от души, искренне желая молодым семейного счастья, взаимопонимания и сладких поцелуев. А «Горько!» кричали, чтобы сберечь их от людской зависти, сглаза, чтобы сбить нечистую силу с толку. Кстати, много пить на свадьбах считалось плохим знаком. Веселье заключалось не в выпивании спиртного, а в обрядовых песнях, танцах и играх. С выпивкой на свадьбе связаны определенные правила: первая рюмка всегда поднималась за самых старейших представителей родов, вторая ― за родителей и только на третьей внимание переключалось на виновников торжества. Во время застолья молодоженам преподносили «чашу терпения» ― ее нужно было выпить, чтобы она никогда не переполнялась. А родственники, в свою очередь, пили из одного бокала, таким образом объединяя семьи.
Свадебный каравай
Обрядовый хлеб ― обязательный атрибут белорусской свадьбы, символ семейного счастья, благополучия, достатка. Началом свадьбы считалась выпечка каравая, а окончанием ― когда каравай делили и одаривали им всех присутствующих. Пекли свадебный каравай обязательно замужние женщины с благославления родителей молодоженов. Выпечка сопровождалась обрядовыми песнями-заклинаниями, которые должны были благоприятно повлиять на судьбу молодой пары. В пасмурный день тесто начинали замешивать только когда выглядывало солнце, иначе можно было навлечь несчастье.
Подарки
Жениху и невесте дарили обрядовые свадебные куклы ― «неразлучницы». Эти куклы имеют одну руку на двоих и служат талисманом будущей семейной паре. Гости одаривали молодых, чем могли, приговаривая пожелания: «дарю конфеток, чтоб было много деток», «дарю пятаков, чтоб купили себе сынков», «зерно под пятку, чтобы жизнь была в достатке» и т.д. Традиционный свадебный обряд сейчас уже почти не встречается в Беларуси, но многие традиции сохранились, пусть и немного изменились. До сих пор современные женихи вносят невест в дом на руках. Когда молодые выходят з ЗАГса, гости посыпают их зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Обязательный атрибут наряда невесты – фата – тоже сохранился. Когда жених и невеста подходят к дому или ресторану, где их ждут гости, то родители встречают их с караваем. Молодые выпивают шампанского, и бьют бокалы. Битье посуды на свадьбе – к счастью. Дошел до наших времен и обряд выкупа невесты – это один из самых веселых и интересных отрезков свадьбы. Народные свадебные традиции возвращают свадебному торжеству его первоначальный смысл. Это не просто красивое сопровождение официального оформления отношений, а священный обряд, который настраивает на долгую счастливую семейную жизнь.