«Новомосковская библиотечная система»
- О МБУК "НБС"
- Библиотеки
- Услуги
- Муниципальные услуги в электронной форме
- Платные услуги
- Бесплатные услуги
- Доступная среда
- Бесплатный WiFi
- Базы данных
- Перечень государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронной форме
- Туристический информационный пункт
- Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
- Пушкинская карта
- Новости
- Онлайн сервисы
- Информационные ресурсы
- Документы
- Независимая оценка
Необычайно выразительной иллюстрацией к этим строкам А.К. Толстого могут послужить пейзажи, выполненные в технике ошибана. В России это искусство называют по-разному: флористическая живопись, флорийская мозаика, плоскостная или прессованная флористика. У него множество направлений и техник, включая классический японский вариант. Упоминания о сухих плоских цветах встречаются на протяжении всей мировой истории. Они были известны в культурах древней Иудеи и Египта V-III веков до нашей эры. Археологи обнаружили засушенные плоские лавровые листья и гирлянды из них в египетских гробницах, а в парижском Ботаническом музее хранятся образцы гербария XVI века. В Китае, Таиланде, Корее и других сопредельных им странах, занятие с прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом. Но самым совершенным искусство растительной живописи стало в стране восходящего солнца — Японии. Здесь оно существует много сотен лет. Растения и цветы, по мнению японцев, - это связующее звено между всем сущим на Земле. И, желая сохранить покой и умиротворение, которые приносит созерцание цветов и растений в природе, они совершенствовали искусство ошибана. В прежние времена им владели исключительно мужчины, легендарные самураи. Ошибана входила в программу их обучения наряду с владением мечом, рисованием иероглифов. Самураи постигали путь воина, и искусство рисования цветами было частью этого пути. С помощью этого занятия они достигали состояния сатори —полного погружения в творческий процесс. В Европе композиции из сухоцветов были тоже популярны. Сначала этим занимались ботаники и врачи-травники, которые систематизировали и описывали то или иное растение. В Викторианскую эпоху появились первые, красиво оформлены цветочные книги, или Herbariums. В них высушенные цветы помещались рядом со строками любовной лирики. В Ясной Поляне сохранилось несколько подобных альбомов, созданных Софьей Андреевной Толстой. А в городе Бродзяныв Словакии хранится такой альбом Натальи Николаевны Гончаровой. Благодаря ему были восстановлены цветники в мемориальной усадьбе А.С.Пушкина Михайловском. Основателем флористики в России принято считать биолога и художника-любителя Зинаиду Алексеевну Мамонтову. В 1961 году она организовала клуб флористики при Московском городском обществе защиты природы. Много времени и сил Мамонтова посвятила разработке способов засушивания материалов растительного происхождения, позволяющих сохранить природные цвет и форму. В наши дни ошибана доступна любому человеку и при этом совсем не обязательно обладать специальными художественными навыками. Техника довольно проста. Цветы и травы имеют очень богатую палитру оттенков различных цветов. Каждый цветок, травинка, листик неповторимо красивы. Картина создается методом аппликации высушенными растениями. Художники рисуют растениями так же, как они это делают красками, даря людям огромную радость и положительные эмоции. Суть искусства ошибаны состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом растения - листья, цветы, кору, кожуру, пух, семена и другой растительный материал, и, наклеивая их на основу, автор создает поистине произведение «живописи». Собирать растения можно в любое время года, но желательно в сухую погоду. Материал высушивается под прессом в газетах или в гербарной сетке, иногда после специальной предварительной обработки. Благодаря специальной технике, при засушивании сохраняется естественный цвет растений, что придает композициям особую прелесть. Далее используемый материал размещается и приклеивается к основе – бумажной или тканевой. Иногда, перед нанесением элементов на бумагу, их подвергают отмывке акварельными красками. Каждый из них с особой тщательностью и осторожностью размещается на своём месте. Воображение и ювелирная точность художника заставляют листья превратиться в деревья, лепестки — в силуэты гор. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины. Впервые флористические картины из высушенных растений я увидела на выставке авторских работ молодой новомосковской флористки Людмилы Лисюткиной. Природный материал был наклеен так, что отличить кусочки листьев от мазков масляной краски было невозможно. Только береста выдавала себя маленькими чечевичками, да на листьях кое-где были видны прожилки. Очень захотелось освоить эту технику, но не верилось, что получится выполнить подобное, поскольку я не обладаю умением рисовать, что, как мне думалось, совершенно необходимо для этого занятия. Стала по крупицам собирать информацию о способах засушивания растений и технике наклеивания материала на основу. К счастью, мастерицы охотно делятся своим опытом на форумах в интернете. Это занятие полностью захватило меня. Как только появлялось свободное время, я с упоением работала, забросив даже вязание, столь любимое прежде. В итоге, получились незамысловатые, немного наивные картинки, конечно, несопоставимые с теми работами, которыми удивляют настоящие мастера. Но, какое же удовольствие получаешь при работе! А сколько незабываемых мгновений дарят прогулки на природе, когда собираешь материал для своих работ и буквально купаешься в этой красоте! Меняется отношение и восприятие природы. Ведь используются растения, которые растут рядом, мимо которых мы ходим каждый день и большинство из них не замечаем. А, увидев на картине, поражаемся их тихой красоте. Глядишь на эту красоту и не можешь насмотреться. Здесь каждая травинка имеет свое значение, каждая веточка уместна и каждый цветок становится аленьким. И вдруг горячей волной нахлынет радость и гордость, оттого что никакие заморские цветы не могут сравниться с этой милой родной красотой, скромной, ненавязчивой, и потому никогда не надоедающей. И приходит понимание того, что нет в природе ничего лишнего, ненужного, некрасивого. Может, поэтому флористические пейзажи кажутся такими близкими, такими родными. Они помогают нам остановиться, оглянуться вокруг себя, и увидеть гармонию, которая так близка нашему сердцу, ибо мы являемся ее частью. И ощущаешь, что ты уже другой, что ты уже лучше, потому что в твоей душе загорелся огонек спокойной радости, надежды и любви, такой нужный нам в жизни.
Римма Айкина
Источники
1. Белецкая, Л. Флористическая живопись /Л. Белецкая //Наука и жизнь. – 2009. - № 10. – С. 140-144
2. Белецкая, Л. Флористическая графика /Л. Белецкая //Наука и жизнь. – 2014. - № 11. – С. 114-115
3. Верхола, А. Флористические картины /А. Верхола //Наука и жизнь. – 2012. - № 8. – С. 118-123
4. http://greendom.net/hobby/274-oshibana.html