Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Болотов М. А.
Возврат в раздел


Болотов Михаил Александрович (18.09.1922–19.09.2008), художник-график, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
Михаил Александрович Болотов родился в деревне Березники Собинского района Владимирской области. Красота родных мест, величественные памятники Боголюбова и Кидекши, белокаменный Покров на Нерли – всё хранилось в памяти у художника с малых лет. Вот с этим чувством прекрасного и приехал он в 1938 году в Москву поступать в художественное училище «Памяти 1905 года». Народный художник и академик Василий Николаевич Бакшеев одобрил его первые этюды, рисунки, он же стал первым учителем Михаила Болотова.
Когда началась Великая Отечественная война, юноша был на третьем курсе. Занятия пришлось прервать.
В ряды Красной армии М. А. Болотов был призван 8 августа 1941 года Ростокинским РВК Московской области. Начинал службу в звании рядового красноармейца, а окончил – 22 октября 1946 года в звании лейтенанта. Принимал участие в боевых действиях в должностях: командир отделения роты автоматчиков 348-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта, писарь штаба 348-го стрелкового полка 51-й стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии 1-го Прибалтийского фронта, командир стрелкового взвода 287-го стрелкового полка 51-й стрелковой Витебской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Был тяжело ранен в левую ногу 21 марта 1942 года.
М. А. Болотов воевал на Северо-Западном (1942), Западном (1943), 1-ом Прибалтийском (1943-1944) и 3-м Белорусском фронтах (1944-1945). За боевые заслуги награждён двумя медалями «За отвагу» (26.02.1944; 04.10.1944), орденом Славы III степени (10.03.1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), орденом Красной Звезды (10.05.1945), медалью «За взятие Кенигсберга» (09.06.1945).
После окончания Великой Отечественной войны, спустя семь лет, пронеся сквозь жестокие испытания военного времени привязанность к любимому делу, Михаил Александрович Болотов смог продолжить учёбу в художественном училище «Памяти 1905 года».
В 1950 году, по окончании училища, М. А. Болотова направили на работу в качестве театрального художника-постановщика в Сталиногорский (Новомосковский) драматический театр. Особенно удачно оформил он спектакль «Счастье» по повести Павленко (режиссёр С. Баркан), участвовал в оформлении других спектаклей в содружестве с режиссёром В. Чичко. Вскоре М. А. Болотова назначили руководителем студии повышения квалификации сталиногорских художников. Вся его дальнейшая судьба связана с новомосковской художественно-производственной мастерской.
В 1965 году М. А. Болотов был принят в Союз художников СССР. Принимал участие во Всесоюзной художественной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (1963), Всесоюзной художественной выставке «На страже мира» (1965), Всероссийской художественной выставке к 2000-летию Рождества Христова «Имени твоему» (2000), Республиканской выставке художников Российской Федерации (1952). Он активнейший участник городских, областных, зональных выставок. В Новомосковском историко-художественном музее очень успешно прошли несколько юбилейных экспозиций художника. В фондах музея хранятся графические и живописные работы мастера в различных жанрах.
Среди произведений художника значительное место занимают офорты на тему Великой Отечественной войны. Война оставила тяжкий след в сердце и неизгладимые рубцы на его теле. Интересны работы Михаила Александровича «Старший сержант Лопатин», «Утро на аэродроме» из серии «Десантники».
М. А. Болотов мастерски выполнил иллюстрации к книгам новомосковского поэта-фронтовика Степана Яковлевича Позднякова «Ветка» (1961) и «Земной поклон» (1964), к сборнику рассказов и повести Петра Георгиевича Сальникова «С глазу на глаз» (1966).
Частые встречи с людьми труда: земледельцами, химиками, шахтёрами расширили творческий диапазон художника, обогащая его новыми темами и замыслами. Ведущим жанром для М. А. Болотова становится портрет. В графических портретах «Тульский колхозник», «Подпасок», «Кооператор», «Портрет старого большевика Н. Чередилина» философски осмысливая жизнь и сурово её анализируя, художник выражает лирическое, поэтическое чувство радости бытия. В картинах дана богатая углублённая психологическая характеристика современников.
Художник побывал на многих шахтах Мосбасса, в результате чего появилась отличная серия портретов горняков. Среди них: «Откатчица Настя», «Портрет Сергиенко».
В Новомосковском историко-художественном музее в 2002 году, на выставке, посвящённой 80-летию живописца, были представлены портреты известных людей города: Почётных граждан Новомосковска Дмитрия Оники и Владимира Большакова, заслуженного учителя России Бориса Зелинского, актрисы и директора новомосковского драматического театра Елены Тюремновой. Художнику удалось точно передать характеры земляков, неординарных личностей, полных высокого интеллекта и духовности.
С неменьшим увлечением создавал художник произведения, посвящённые трудовым будням своих современников, спортсменам. М. А. Болотов выполнил замечательные графические работы, рассказывающие о тех, кто строил город Новомосковск, защищал его, восстанавливал лежащие в руинах химкомбинат и ГРЭС после освобождения города в декабре 1941 года. Художником были созданы работы: «Монтажники», «Шахтёры», «Портрет аппаратчицы Нины Антиповой», «Химкомбинат со стороны Любовской плотины». В своих графических листах художник стремился передать дух современности, жизнь индустриального города, прибегая к минимуму выразительных средств.
Незамысловатый мотив пейзажей М. А. Болотова «Река Поганка», «Куликово поле», «Пронское водохранилище» трактован с такой пронзительной любовью к родной земле, так много в этих произведениях искренних чувств, так тонко переданы скромные краски пейзажей, с таким вниманием к жизни природы, что трепет охватывает каждого, кто смотрит на эти картины.
Конечно, отдавая дань городской теме, М. А. Болотов в разные годы много ездил по стране – в основном по северным областям России. Его пейзажи, написанные там, замечательны своей тончайшей разработкой, особым настроением.
В экспозиции историко-художественного музея есть диорама, посвящённая первым годам Бобриковского строительства. Она сделана художниками М. Болотовым и В. Посвежининым на основе документальных фото 1930-х годов. А в разделе «Наш край в XIX веке» всегда привлекает внимание макет крестьянской избы в натуральную величину работы художника М. Болотова. Сделан макет уже более полутора десятков лет назад, но до сих пор остаётся одним из самых живых и познавательных уголков музея.
Михаил Александрович Болотов щедро изображал на своих полотнах радость бытия, простое человеческое счастье. В его творчестве – портреты, пейзажи, исторические полотна, натюрморты, линогравюры и офорты. Живопись и графика, многообразие красок, особый болотовский колорит с примесью тёмно-коричневой охры с золотом в портретах, калейдоскоп оттенков в пейзажах, точность линий и высокий профессионализм исполнения в рисунках – приковывают внимание, заставляют долго всматриваться в каждый графический лист, красочное полотно, ибо за каждым из них зритель видит результаты творческого напряжения художника, психологическое проникновение в образ.

Возврат в раздел