Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Пушкинская школа
Возврат в раздел


Пушкинская школа города Новомосковска, в настоящее время муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Пушкинская школа» г. Новомосковск (01.11.1996).
У колыбели Пушкинской школы стояли три добрые феи: руководитель Пушкинской программы Российского фонда культуры, кандидат филологических наук, известный пушкиновед Ирина Юрьевна Юрьева; заместитель председателя Российского Пушкинского общества, академик РАО, заместитель директора по научной работе Государственного музея А. С. Пушкина, доктор филологических наук Наталья Ивановна Михайлова и начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук Лидия Ивановна Виноградова.
Получив их «благословение» и заручившись их поддержкой, инициаторы создания в Новомосковске Пушкинской школы обратились с предложением и просьбой об её открытии к администрации Новомосковска. Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию того времени, предложение было поддержано. 1 ноября 1996 года главой администрации Новомосковска было подписано Постановление об открытии в городе Пушкинской школы.
Наталья Яковлевна Бородина, сплотив вокруг себя замечательный коллектив педагогов-единомышленников, создаёт не имеющее аналога (авторское) учреждение дополнительного образования детей – Пушкинскую школу.
Получив небольшое (в 100 м²) встроенное помещение в жилом доме, окнами выходящее на памятник великому поэту и Пушкинский сквер, педагоги приступили к обустройству и оборудованию.
Помещение нужно было заполнить. Чем-то таким, что создавало бы особую ауру, особую – пушкинскую – атмосферу. Сюда должна была войти КРАСОТА и должны были войти вещи, несущие на себе отсвет пушкинской личности.
И с помощью добрых людей – благотворителей – они постепенно стали появляться: тульские потомки А. С. Пушкина – семья Дорофеевых – подарили школе мемориальный пушкинский инструмент. По семейному преданию, на нём играла старшая дочь великого поэта. Дорофеевы верят и в то, что клавиш этого инструмента касались пальцы самой прекрасной Натали. Известнейший скульптор современности Вячеслав Михайлович Клыков подарил авторскую копию - поясной фрагмент - созданного им памятника А. С. Пушкину; у хранителя музея «Петровское» были приобретены ряд картин с изображением пушкинских мест; одну из своих картин Б. М. Козмин подарил школе в благодарность за написанную о нём работу. Н. Я. Бородина с преподавателями продумывали и стремились сделать «пушкинской» каждую деталь интерьера, вплоть до решёток на окнах: по спецзаказу были (на благотворительной основе) сделаны точно такие же решётки на окна, как в Музее-квартире Пушкина на Арбате в Москве. Новомосковский художник Ефим Львович Литвак сделал для школы копию известного портрета А. С. Пушкина кисти Тропинина.
Особую благодарность педагогический коллектив школы выражает тем, кто все эти годы не просто помогал, а помогал неоценимо – одним словом, спасал! Двум американским обществам, возглавляемым нашими соотечественниками Милицей Александровной и Игорем Петровичем Холодными. В оборудованной на их средства гостиной проходят практически все многочисленные пушкинские праздники, вечера, творческие встречи, Пушкинские чтения, конкурсы, концертные программы. Здесь проходят городские мероприятия, зачастую – областные, иногда – всероссийские. Так, именно в этой маленькой гостиной проходила Всероссийская научная конференция «Развитие личности ребёнка в общности и коллективе».
Особой гордостью Пушкинской школы стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
В формировании библиотечного фонда школе помогали Российский фонд культуры, Институт «Открытое общество», Государственный комитет по печати, Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Российская государственная библиотека, крупнейшие книжные издательства России, зарубежные общества славистов, ведущие пушкинские музеи нашей страны.
Со многими авторами книг о Пушкине воспитанники школы имели уникальную возможность лично встретиться!
Так, педагоги и юные пушкинисты не однажды творчески общались с председателем Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН, блестящим пушкиноведом В. С. Непомнящим и слушали его лекции; с доктором филологических наук и культурологии, директором Всероссийского музея А. С. Пушкина С. М. Некрасовым; с директором ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1987 по 2005, членом-корреспондентом РАН Н. Н. Скатовым; с известным немецким пушкиноведом – доктором Кайлем и многими другими учёными-филологами с мировым именем.
Руководством школы были организованы более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места, а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!
Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники муниципального образования город Новомосковск: из 13 педагогов 12 имеют высшую категорию. Практически все педагоги (за исключением самых молодых) отмечены высокими званиями: заслуженный учитель РФ, три Отличника народного просвещения, шесть Почётных работников образования. Шесть педагогов (половина!) отмечены грантами Президента РФ.
Педагоги Пушкинской школы – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, «не докучая моралью строгой», не поучая. Способные с помощью «удивительного Александра Сергеевича» зажечь свет в душах своих воспитанников. Горящие! Пребывающие в творческом полёте! Озарённые Пушкиным! Способные разрабатывать и внедрять собственные – авторские – образовательные программы, ведь работа в школе изначально полностью ведётся по авторским программам, которые утверждаются в Москве и дополняются собственными же учебно-методическими комплексами.
Шесть программ в 2009 году были опубликованы в журнале «Воспитательная работа в школе». Четырнадцать авторских программ и учебно-методических комплексов, будучи представленными на всероссийских конкурсах, были отмечены дипломами лауреатов.
В 2009 году за авторскую программу Пушкинская школа получила награду в Москве, в Центральном доме учёных, на торжественном подведении итогов Всероссийского конкурса «Педагогические инновации». Медаль Януша Корчака – высшая награда этого Всероссийского конкурса.
Высокопрофессиональные педагоги Пушкинской школы не могли не воспитать прекрасных учеников. Педагогический коллектив гордится своими воспитанниками. Гордится, например, тем, что свои пушкиноведческие исследования они блестяще представили более чем на 60 областных, российских и международных конкурсах и конференциях.
Многие исследовательские работы юных пушкинистов были опубликованы в серьёзных изданиях:
- в журналах «Русское Возрождение» (Москва – Нью-Йорк – Париж), «Народное образование» и «Пушкинский музеум»;
- в нескольких сборниках, изданных Санкт-Петербургским государственным университетом;
- в сборниках Министерства образования РФ «Племя младое, незнакомое» и «Наследники Великой Победы» и сборнике «Михайловская пушкиниана»;
- в сборниках Российского университета дружбы народов и Всероссийского творческого лагеря «Пушкинские Горы».
Для детей из небольшого провинциального города, удалённого от центров гуманитарной науки и культуры, от книжных издательств, – это великое дело, красноречиво свидетельствующее об успешности их попыток приобщиться к научно-исследовательской деятельности.
Воспитанники творческих студий Пушкинской школы – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых «высоких» сценах: и в знаменитом Парадном зале Российского фонда, и в Центральном Доме учёных; и в Центральном Доме работников искусств, на мемориальной площадке и в конференц-зале Российской государственной библиотеки, на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!), в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей; в Министерстве образования и Государственной Думе; выступали в квартире потомков А. С. Пушкина в Москве – в семье Г. А. Галина.
Пушкинская школа гордится тем, что школьный Банк одарённых детей содержит сегодня больше сорока имён. Это при том, что вносятся в него только дети, ставшие победителями в среднем пяти-шести (!) российских или международных конкурсов.
Пушкинская школа гордится содержимым «копилки наград», полученных воспитанниками и педагогами школы. Ведь это 24 медали (две из которых – медали Пушкина – награды государственные), 5 нагрудных знаков «В ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина», более 500 дипломов, грамот, благодарственных писем!
Педагоги школы обрели единомышленников и помощников в лице многих из родителей воспитанников: они стали постоянными гостями, а зачастую и участниками праздников, конкурсов, инсценировок.
У школы есть базовые по пушкинской работе детские сады и в них подрастают будущие ученики Пушкинской школы.
Из года в год расширяются творческие связи Пушкинской школы, которая сотрудничает со всеми учреждениями культуры и с большим количеством учреждений образования. В воспитательное пространство на уровне Тульской области входят Тульский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (школа является одной из площадок его творческой лаборатории воспитательных систем), Дом-музей писателя-пушкиниста В. В. Вересаева, Дворец-музей графов Бобринских города Богородицка (других дворцов пушкинского времени в нашей области нет, а проводить по-настоящему красиво в Натальин день ежегодный конкурс «Натали» можно только во дворце!).
На схеме «Сотворческие связи Пушкинской школы в РФ» отражено около 20-ти «объектов», среди которых и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, и Российская государственная библиотека, и все крупнейшие пушкинские музеи России, и Российский Фонд Культуры.
Опыт школы активно востребован и вызывает большой интерес. Педагоги и воспитанники часто проводят презентации. Особенно памятными были презентации: на I Всероссийских педагогических чтениях, посвящённых наследию академика Л. И. Новиковой (во Владимире); на открытии Областной школы педагога-исследователя в Туле; в Музее-квартире А. С. Пушкина в Москве на Арбате, 53; в Музее-заповеднике А. С. Пушкина на Полотняном Заводе; на Народном радио.
Предметом особой гордости Пушкинской школы являются осуществлённые издательские проекты. Благодаря директору школы Н. Я Бородиной, её многолетнему целенаправленному и усердному труду по собиранию, осмыслению и обобщению опыта Новомосковска по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи на лучших страницах жизни и творчества А. С. Пушкина, был подготовлен к изданию и выпущен в свет ряд книг. Это издания, которыми по праву может гордиться не только наш город, но и Тульская область: «Пушкинская школа» (1999), «…племя младое, незнакомое…» два выпуска (1999, 2004), «Есть такая школа!» (2006), «С Пушкиным в сердце» (2006), «Размышляя над пушкинским словом…» в двух томах (2007), «Венок Натали» (2007), «Воспитывая Пушкиным» в трёх томах (2008, 2009), «Веленью Божию, о муза, будь послушна…» (2011, 2012), «Чистейшей прелести чистейший образец» (2012).
Став победителем трёх Всероссийских конкурсов, проводимых Министерством образования РФ, возглавляемая Н. Я. Бородиной Пушкинская школа Новомосковска, была признана одним из лучших учреждений дополнительного образования в России, уникальной гуманистической воспитательной системой. Экспертным советом Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики Российской академии образования в 2009 году Пушкинской школе был выдан сертификат, подтверждающий высокий уровень опытно-экспериментальной работы в ней в сфере воспитания.
В последующие годы руководителями Пушкинской школы работали Елена Николаевна Авсеенко (Балуева), Ирина Викторовна Симонова. В настоящее время исполняющей обязанности директора работает Кузнецова Татьяна Евгеньевна.
У Пушкинской школы много друзей и добрых помощников, чудесные воспитанники и прекрасные педагоги! И все 25 лет работы этого учреждения с преподавателями и учениками самый верный, самый замечательный, самый мудрый и солнечный спутник – Александр Сергеевич Пушкин!
А это значит, что не иссякает «родник любви к поэзии святой», что всё самое лучшее (несмотря на бесчисленные трудности и тьму!) – у школы ещё впереди!
«Да здравствует солнце!
Да скроется тьма!»


Возврат в раздел