Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Памятник БМ-13
Возврат в раздел


Памятник - боевая реактивная установка БМ-13 (1989) около здания МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей».

На улице Комсомольской находится военно-исторический памятник – Боевая реактивная установка БМ-13 на постаменте у входа в Новомосковский историко-художественный музей. «Катюша» участвовала в боях за освобождение нашего города в декабре 1941 года, во время которых она оказалась на дне Шатовского водохранилища.
В 1968 году бывший артиллерист, участник Великой Отечественной войны Юрий Никишин от местных жителей узнал эту историю. 20 лет он добивался подъёма боевой установки. Помочь согласилась газета «Комсомольская правда», организовавшая экспедицию.
«Освобождение» боевой реактивной установки из водного плена состоялось 25 ноября 1988 года. После подъёма «Катюша» была отреставрирована и 9 мая 1989 года установлена около музея.
Гибель «катюши»
Началом поисков послужила записная книжка, хранящаяся в семье москвича А. А. Куретова. Принадлежала она его дяде А. В. Куретову — участнику боёв под Москвой. В книжке упоминается несколько фамилий бойцов и командиров и названий населённых пунктов южного Подмосковья. На запрос в Центральный архив Министерства обороны СССР был получен ответ: «Куретов А. Б. проходил службу в 12-м отдельном гвардейском миномётном дивизионе (ОГМД)». Это подтверждается тем, что в 12-м ОГМД согласно архивным документам проходили службу многие военнослужащие, упомянутые в записной книжке, в том числе П. А. Русаков. А. Н. Сафронов, М. А. Галицын (справка ЦАМО СССР № 9/106832 от 16.08.1984 года).
В справке были указаны адреса этих товарищей. На письменные запросы по этим адресам поисковая группа получила ответы. Вот некоторые из них.
Из воспоминаний бывшего командира дивизиона гвардейских миномётов П. А. Русакова:
«В первых числах декабря 1941 года при форсировании Шатского водохранилища в районе города Сталиногорска затонула боевая машина «катюша». Машина шла без боезапаса с экипажем из 4-х человек. В июне 1966 года водолазами в/ч 93872 она была обследована на дне водохранилища. Пытались поднять члена экипажа. Останки рассыпались, попытка извлечь машину сорвалась – лопнул трос».
Из воспоминаний бывшего начальника разведки 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона лейтенанта А. Н. Сафронова:
«12-й дивизион формировался в Москве в октябре-ноябре 1941 года. Выехали на фронт по тревоге вечером 6 ноября, когда по радио передавали доклад И. В. Сталина. Двигались из Москвы в южном направлении. Дивизион был придан кавдивизии генерала Осликовского. Первый залп дивизион произвёл 7 ноября около полудня из леса у населённого пункта Озеры по скоплениям вражеской пехоты и техники в районе ст. Ожерелье. О затонувшей установке знаю немного. Знаю, что спасся весь экипаж. Установка шла в колонне, переправлялись через озеро ночью».
Из воспоминаний старшины 1-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона М. А. Галицына:
«В декабре 1941 года нам нужно было переправиться через водохранилище ночью. Я ехал в конце колонны на полуторке. Вдруг впереди идущие машины остановились. Я вышел из машины и пошёл вперёд выяснить причину остановки. Прошёл несколько метров и увидел, что лед проломан, а в ледяной воде плавают люди. Я стал помогать их вытаскивать из проруби и отвозить в деревню. Конечно, были жертвы. Помню, что командиром этой «катюши» был житель города Пушкин под Москвой и он воевал до Победы, но фамилию его я забыл».
Из воспоминаний писаря 12-го отдельного гвардейского миномётного батальона С. М. Большакова:
«Всю войну я служил в 12-м ОГМД. Наш дивизион формировался в Москве в ноябре 1941 года. Мы получили «катюши», установленные на тракторах СТЗ-5-НАТИ. 7 ноября мы прибыли на фронт. Когда враг был отброшен от Каширы, наш дивизион направился под Сталиногорск. Штаб разместился в деревне на берегу Шатского водохранилища. Я находился в штабе, когда четыре «катюши» возвращались по льду озера. Три из них благополучно прошли по льду и направились в укрытие, а солдаты с четвёртой установки прибежали в штаб и доложили, что их машина ушла под лёд. Вместе с ней погиб один воин».
Из воспоминаний жителя д. Прудки М. П. Брейкина:
«Числа 11 или 12 декабря 1941 года в нашу деревню прибыли «катюши». Часов в 18—19 того же дня они произвели залп по врагу. Воины говорили, что били по железнодорожной станции Маклец. На второй день к вечеру начали переправляться через Шатское водохранилище, и одна из машин затонула восточнее деревни Прудки. Командир орудия чудом спасся, весь обледеневший прибежал в дом Кдавдии Андрияновны Тимошкиной. Она его переодела в сухую одежду. Утром мальчишки, в том числе и я, бегали смотреть это место, где затонула «катюша».
При изучении пометок в записной книжке А. Б. Куретова выявлены следующие сведения: на странице 46 перечисляются 4 орудия первой батареи и командиры орудий: Зайцев, Самойленко, Кружилин. Галицын. На странице 52 перечисляются 3 орудия первой батареи и их номера 6311 ВЗК; 6326 ВЗК, 6325 ВЗК, а также упоминается орудие второй батареи за № 6325 ВЗК. Запись о третьем орудии первой батареи (Кружилин) отсутствует. При порядковом сравнении номеров орудий нетрудно заметить, что № 6324 ВЗК выпадает из этого ряда. После подъёма «катюши» со дна водохранилища на ней и был обнаружен заводской знак с надписью № 6324 ВЗК.
Из всего вышесказанного видно, что вечером 11 или 12 декабря 1941 года реактивная боевая установка БМ-13 «катюша» № 6324 ВЗК на базе трактора СТЗ-5-НАТИ из состава 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона затонула в районе деревни Прудки и была поднята 25 ноября 1988 года.
Поднятие «катюши»
Редактор «Новомосковской правды» А. В. Алтухов на страницах газеты от 1 декабря 1988 года вспоминает:
«... Мы приехали на берег Шатовского водохранилища в середине дня 25 ноября. Ещё издали, объезжая деревню Прудки, заметили большое скопление бульдозеров, кранов, тракторов, другой техники у кромки обледеневших берегов. На середине водоёма, на черной глади незамерзшей воды маячила плавбаза экспедиции.
Дул пронизывающий северо-западный ветер. Волны вздыбливались, неся и бросая на кромки льда белёсую пену. В такую-то погоду неуютно чувствуешь себя в помещении, в затишье, а здесь, на открытом пространстве, продувало до костей.
Научный руководитель экспедиции, кандидат физико-математических наук Института земного магнитизма, ионосферы и распределения радиоволн Академии наук СССР Андрей Кириллович Станюкович время от времени выходил из машины, куда укрывался от пронизывающего ветра, и по рации пытался связаться с членами группы, находящимися там, на понтоне, повисшем над «катюшей» …
Но ответа не поступало. Видимо, там что-то не ладилось, людям, увлечённым работой, некогда было выходить на связь. Ждущие здесь, на берегу, через бинокль вглядывались туда, где решается судьба — быть «катюше» на берегу или остаться на дне до следующей весны: ведение работ с каждым днём осложняли наступившие морозы…
А. К. Станюкович снова и снова пытается связаться с товарищами. Тщетно. И вот наконец в рации раздались звуки, зазвучал сигнал. Соединение тросов закончено, надёжно закреплено, группа готовится к возвращению на берег.
Присутствующие при подъёме журналисты центральных газет, кинооператоры кинохроники, рабочие, участвующие в операции, внимательно всматриваются вдаль. Похоже, что плавбаза медленно закачалась на волнах, постепенно приближается к нашему берегу. Сравниваем с ориентирами на противоположном берегу. Так и есть: понтоны с якоря сняты, волны гонят их к берегу. А вот от плавбазы отделилась и лодка с участниками подъёма. Она быстро приближается к берегу. Ребята карабкаются по трескающемуся льду, затаскивают на него лодку. Можно начинать подъём. Смотрим на часы: начало четвёртого.
Руководитель группы заместитель председателя комитета ДОСААФ Первого ГПЗ Александр Киселёв через громкоговоритель просит всех водителей автомашин, тралеров, кранов отойти от приготовившихся к буксировке бульдозеров на 150 метров в стороны. Взревели моторы: ЗИЛы, КрАЗы, автобусы и легковушки шарахнулись в разные стороны.
Три мощных бульдозера, скрепленных между собой тросами, устремляются вперёд. Стальной трос, уходящий в водную толщу, натягивается, гудит, как струна. Гусеницы бульдозеров пробуксовывают. Становится ясно: нужна дополнительная тяга. К тросу прикрепляются ещё два тягача — и... «катюша» сошла с места. Всё дальше и дальше уходит от берега теперь уже один справляющийся с делом мощный трактор.
И вдруг — новая заминка. Оказывается, что ветер и волны пригнали снятую с якоря плавбазу к берегу и «повесили» её над тросами. Она может помешать подъёму «катюши». Члены группы снова садятся в лодку, плывут к понтону, отгоняют его подальше от троса.
Подъём возобновляется. Все с волнением всматриваются в вспененную водную даль. Усиливается снег, он мешает глядеть вперед, больно бьёт по глазам. И вдруг в воздухе, как взрыв, раздаётся громкое «Ура!» — из воды показались направляющие рельсы боевой установки.
Участники уникальной операции, все, кто присутствовал при этом, словно по команде ринулись вперед, навстречу «выныривающей» из водных глубин «катюше». Вверх, по традиции, полетели шапки. Вот кто-то поскользнулся, упал на лёд, споткнувшись, на него попадали другие...
У кромки льда машина остановилась, упершись в его толщу. Бульдозер вновь забуксовал. Нашлись топоры и пешни, вот уже ребята старательно обрубают льдины, скатывают их, чтобы облегчить ход боевой установки. На помощь устремляется бульдозер, он своим весом крушит лёд. Кто-то догадывается прицепить к нему трос, а его другой конец набросить на другую машину, чтобы легче было тащить провалившийся на льду бульдозер.
Снова натянулся трос. «Катюша» слегка наклонилась сначала в одну сторону, потом в другую и, медленно приподнявшись на подломленный лед, пошла вперёд. Операция закончена! Боевая машина на берегу! Вот она — свидетельница былых боёв за наш город!
Сколько же было радости! Установку мгновенно со всех сторон облепили люди. Вот кто-то уже пытается забраться в кабину, потрогать поржавевшие гусеницы, чудом сохранившееся снаряжение, инструмент. В приближающихся сумерках по просьбе руководителя экспедиции вспыхнули фары автомашин, тракторов. Кинооператоры, фоторепортёры спешат запечатлеть уникальные кадры, героев этой поистине славной эпопеи. Ведь к такому событию группа поиска шла многие месяцы.
Свою работу на Шатовском водоёме она начала ещё во второй половине мая. И лишь 14 сентября «катюша» была обнаружена. Месяц ушёл на то, чтобы подготовить её подъём. И вот первая попытка, которая была предпринята 19 ноября и оказалась неудачной. Причина в том, что не выдержал узел соединения тросов.
Тут несколько слов нужно сказать об уточнении деталей. Дело в том, что участники экспедиции просили помочь городские организации в приобретении троса длиной 350 метров, так как «катюша» находилась от берега на расстоянии около трехсот метров. Им дали трос длиной всего лишь 276 метров. Кроме того, он был весь перепутан настолько, что на его распутывание затратили... неделю!
Пришлось наращивать трос, узел соединения оказался ненадёжным.
Большую помощь участникам экспедиции оказали многие новомосковские предприятия и организации. Они активно включились в важное и нужное дело. Особенно следует отметить коллективы управления строймеханизации № 7 треста «Новомосковскхимстрой», СПТУ № 13, штаба военизированной горноспасательной части, колхозов «13-я годовщина Октября», «Истоки Дона». За ходом операции внимательно следили городские власти, оказывая необходимую помощь.
Несколько интересных цифр. За всё время проведения операции в ней участвовало около ста человек. Основной же состав поисковой группы состоял из 24 человек — 12 учащихся московского ПТУ и 12 членов из секции подводного спорта Первого государственного подшипникового завода. Одним из руководителей экспедиции был спецкор «Комсомольской правды» Ваиз Юнисов. Боевая машина находилась на глубине около десяти метров. На полтора метра она была погружена в слой ила.
Вчера, во второй половине дня, «катюша» установлена на Советской площади для того, чтобы её смогли посмотреть все новомосковцы».
Научный руководитель экспедиции Андрей Кириллович Станюкович на страницах газеты «Новомосковская правда» от 7 января 1989 года вспоминает:
«Несколько слов о нашей экспедиции. В разных публикациях её руководителями названы различные лица. Это объясняется просто: экспедиция была комплексной, в неё вошли представители нескольких организаций-учредителей, и все вопросы, связанные с тактикой поиска и подъёма, снабжением, материальной частью, решал совет руководителей, в который входили представители «Комсомольской правды», п/о ГПЗ-1, Академии наук СССР, Совета ветеранов г. Новомосковска. Причём каждый отвечал за определённый участок работы. В качестве консультантов выступали военные, работники управления «Гипрохиммонтаж»…
Не будем забывать о том, что инициативу в поиске «катюши» проявил город Новомосковск в лице ветеранов: геодезиста Новомосковского отдела изысканий Ю. А. Никишина и жителя города М. П. Брейкина. Позже к операции подключился горком КПСС в лице заведующей отделом Т. Г. Костылевой, которую мы все считаем почётным членом экспедиции. Позже, по мере того, как о нас стали узнавать, появилась поддержка горисполкома, п/о «Азот», «Оргсинтез», хотя многие в городе ещё не верили в успех операции. Первыми поверили в наши силы управление строймеханизации 7 треста «Новомосковскхимстрой» (начальник Е. Д. Смагин) и колхоз «13-я годовщина Октября», без работников и техники которых подъёма просто не было бы. Очень много сделали для нас в СПТУ № 13, Новомосковском филиале МХТИ, штабе военизированной горноспасательной части, городском комитете ДОСААФ, хлебокомбинате и других организациях.
Современная история «катюши»
В 2013 году, накануне праздника Дня защитника Отечества на памятнике была открыта мемориальная доска. Надпись на мемориальной доске гласит: «Боевая реактивная установка БМ-13 принимала участие в освобождении города Сталиногорска в декабре 1941 года от немецко-фашистских захватчиков. 25 ноября 1988 года поднята со дна Шатского водохранилища экспедицией газеты «Комсомольская правда» по инициативе участника Великой Отечественной войны Никишина Юрия Андреевича».
Установить мемориальную доску решили после ходатайства Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова.
В 2015 году была проведена комплексная оценка БМ-13 и осуществлена реставрация машины, она была приведена в порядок не только снаружи, но и внутри. 9 мая 2015 года БМ-13 приняла участие в Параде Победы. Шествие началось от Центральной площади. Праздничная колонна под торжественный и победный ритм духового оркестра двигалась по улицам Комсомольской и Московской до Вечного огня у Монумента Вечной Славы, к которому были возложены цветы и венки. Далее, у памятника В. И. Ленину, колонну возглавила легендарная «Катюша», которая прошла по улицам Садовского, Калинина и Парковый проезд. За ней следовали ветераны-фронтовики на автомобилях УАЗ. На всём пути движения колонны они принимали поздравления и слова благодарности за завоёванную свободу и мирное небо для страны. После капитальной реставрации и легендарных походов 9 мая на Параде Победы знаменитая «Катюша» 29 мая 2015 года вернулась на свой постамент у Новомосковского историко-художественного музея.


Возврат в раздел