Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Карасёв Б. И.
Возврат в раздел


Карасёв Борис Иванович (28.07.1919-2011), участник Великой Отечественной войны, Герой РФ, Почётный гражданин г. Новомосковска.

Борис Иванович Карасёв родился в деревне Рига-Васильевка, в настоящее время входящей в состав МО г. Новомосковск, в многодетной крестьянской семье. Вскоре отца, председателя колхоза, перевели на работу в Москву. Здесь Борис закончил в 1934 году школу-семилетку, трудился на автомобильном заводе имени Сталина (ЗИЛ ) в Москве, там же окончил и школу фабрично-заводского ученичества. Вскоре вернулся в Сталиногорск (Новомосковск), где поступил работать электромонтёром на ГРЭС. Без отрыва от производства Борис учился в Сталиногорском аэроклубе. Там он освоил азы лётного дела, а вскоре стал лётчиком-инструктором. В 19 лет Карасёв - уже комендант аэродрома.

В январе 1939 года был призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Киевского особого военного округа, в 88-м истребительном авиационном полку под Винницей. Вскоре стал командиром истребительного авиационного звена. Летал на истребителях И-16.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Тогда он уже командовал звеном. В бой с фашистами вступил в первый же день войны, прикрывал подступы к городу с воздуха, не позволяя вражеской авиации бомбить Винницу. Сразу отличился в боях как умелый и отважный лётчик.

Постепенно за Карасёвым укрепилась слава одного из лучших лётчиков эскадрильи, а потом и полка. Скоро его назовут мастером разведки. В 1941 - 1942 годах особо важные воздушные разведки в дивизии в интересах всего фронта доверяли только двум лётчикам - А. И. Покрышкину и Б. И. Карасёву. Этот факт говорит сам за себя.

С каждым днём совершенствовалось мастерство молодого лётчика, множилось число его побед, количество сбитых самолётов противника. Учитывая отличные лётные качества Карасёва, его мужество, стойкость, способность ориентироваться в сложной обстановке, командование стало назначать Бориса ведущим группы, давать сложные задания. Ему поручали штурмовать важные цели, прикрывать наши бомбардировщики и штурмовики и многое другое.

Вот как о Карасёве пишет в своих воспоминаниях «Долетим до Одера» Г. А. Пшеняник: «Как-то лейтенант Борис Карасёв сошёлся в неравной схватке сразу с десятью истребителями Ме-109 !.. Закрутилась в воздухе адская карусель. Карасёв в центре, а вокруг 10 вражеских самолётов, полосующих огненными очередями. В той критической ситуации наш лётчик принял единственно правильное решение - бросил машину вниз, вырвавшись из замкнутого круга, словно из клубка змей, и лишив таким образом противника преимущества вертикального маневра...»

Однако, как вспоминает сам Борис Иванович, бой на этом не кончился. Летая на минимальной высоте, он сбил двух «Мессеров», а третий, погнавшийся за И-16, сам зацепился за верхушку дерева и рухнул на землю. Но и Карасёву не удалось увернуться от вражеского снаряда. Поскольку бой шёл почти у поверхности земли, Борису удалось посадить горящий самолёт «на брюхо». Промчавшись по полю на бешеной скорости, машина развалилась на части, лётчика вместе с креслом отбросило далеко в сторону. Бойцы расположенной рядом артиллерийской батареи, видевшие весь бой от начала и до конца, доставили лётчика в госпиталь. Через несколько месяцев лечения он вновь вернулся в строй.

В ноябре 1943 года Борис Карасёв был зачислен в 41-й Гвардейский истребительный авиационный полк и воевал в нём до самой Победы. Отличился в боях при освобождении Донбасса. Впереди были бои за освобождение Правобережной Украины, Львовско - Сандомирская, Висло - Одерская, Берлинская, Пражская операции. Свой последний бой он провёл над Берлином.

Всего за период войны командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного Черновицкого ордена Кутузова авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, 5-й истребительный Львовский Краснознамённый авиационный корпус, 2-я Воздушная армия) Гвардии капитан Б. И. Карасёв совершил 509 боевых вылетов, из которых 136 приходится на штурмовку наземных войск противника и 85 - на разведку (из которых более 40 - особо важные и сложные ). В 80 воздушных боях сбил 9 самолётов врага лично и 4 - в группе с товарищами. Штурмовыми ударами уничтожил 82 автомашины врага, 7 зенитных точек, 3 артиллерийских орудия, 2 автоцистерны с горючим, 1 железнодорожный вагон с военным грузом, 16 повозок с военным имуществом и боеприпасами, истребил до 400 солдат и офицеров противника.

Компетентные лица, в частности начальник политотдела 8-й Гвардейской истребительной дивизии Ф. С. Кутузов, утверждают, что Б. И. Карасёв представлялся к званию Героя Советского Союза, но документы непонятным образом исчезали...

После войны Борис Иванович пытался разобраться, куда пропали эти представления, но наткнулся на стену чиновничьего бездушия. И он отступил. Однако не отступили его истинные друзья. Они продолжали бороться и добились своего. Герои Советского Союза Алексей Алексеевич Постнов и Кубати Локманович Карданов не могли смириться, как они считали, с исторической несправедливостью. Они направили запрос в Подольск, в архив Великой Отечественной войны, где после долгих поисков всё же нашли представление на присвоение Карасёву Борису Ивановичу звания Героя Советского Союза, подписанное ещё в конце войны. Ходатайствовали о вручении «Золотой Звезды» Героя заслуженному лётчику и ветераны Аэрофлота. Их поддержали Маршал авиации Евгений Шапошников и Генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов. Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1997 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Гвардии полковнику в отставке Карасёву Борису Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

После войны отважный лётчик продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Был помощником командира истребительного авиационного полка, старшим инспектором-лётчиком Отдела боевой подготовки 42-й Воздушной армии и Главного Штаба Войск противовоздушной обороны страны, членом лётной квалификационной комиссии при Главкоме Войск ПВО Страны.

С 1964 года Гвардии полковник Б. И. Карасёв - в запасе. Перешёл на работу в Гражданский Воздушный Флот СССР. Работал в Центральном управлении международных воздушных сообщений, был штурманом и руководителем бюро аэронавигационной информации в аэропорту Шереметьево. Там он трудился до 1997 года, отдав авиации, таким образом, более 60 лет жизни, которую с полным основанием можно назвать «жизнью в авиации».

Награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями. Звание «Почетный гражданин города Новомосковска» присвоено 21 августа 2003 года.

Имя Б. И. Карасёва увековечено в городе Новомосковске: на аллее Героев (улица Московская), на Стене Героев Советского Союза на территории Мемориального комплекса и Парка Памяти в Урванском лесу.


Возврат в раздел