Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Детский оздоровительно-экологический центр
Возврат в раздел


Детский оздоровительно-экологический центр, в настоящее время муниципальное казённое учреждение дополнительного образования (МКУ ДО) «Детский оздоровительно-экологический центр» (01.06.1994).

Учреждение дополнительного образования «Детский парк», предшественник современного Детского оздоровительно-экологического центра, было основано 1 июня 1994 года и главной идеей его создания являлось удовлетворение потребностей жителей города в обеспечении качественного экологического образования детей и подростков, а также в медицинской и социально-психологической реабилитации школьников с ослабленным здоровьем.
В декабре 1994 года учреждением были закуплены первые животные (четыре пони) и уже с июня 1995 года под руководством специалистов с детьми стали осуществляться спортивные и общеукрепляющие занятия. В феврале 1998 года были приобретены три чистопородных рысака и в апреле 1998 года на подготовленной базе стала функционировать конно-спортивная школа.
С июня 1998 года в Детском парке начал работать мини-зоопарк, в котором находилось более 15 видов диких животных и птиц. Зоопарк с большим интересом посещали дети и подростки, многие из которых в дальнейшем изъявили желание получать дополнительное образование по программам эколого-биологической направленности.
У новомосковских властей и директора учреждения дополнительного образования «Детский парк» Игоря Васильевича Кузнецова были грандиозные планы – расширение территории зоопарка, приобретение новых животных: оленей, косуль, кабанчиков, белок; постройка более просторных вольеров. Был готов проект и техническая документация. Зоопарк планировалось открыть к апрелю 2001 года. Но открытие не состоялось: жители соседних домов не хотели такого соседства, боялись, что зоопарк спровоцирует появление запахов, которые появятся и в домах.
С января 2000 года учреждение одним из ведущих направлений своей специализации избирает организацию занятий реабилитационной верховой ездой – иппотерапией: привлекаются дети с отклонениями в психофизическом развитии, больные ДЦП и некоторыми другими неврологическими заболеваниями.
В мае 2000 года учреждение дополнительного образования «Детский парк» получает статус муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-экологический центр» (далее Центр). С сентября 2001 года Центр приступает к целенаправленной работе по профилактике и реабилитации алкоголе- и наркозависимых подростков: в учреждении по специально разработанным программам успешно занимаются проблемные школьники.
В 2003 году Центр переехал с Детского парка на территорию бывшего пионерского лагеря «Ракета», расположенного по адресу: Тульская область, город Новомосковск, улица Лешенская, дом 9. Учебные корпуса и основные постройки Центра располагаются на обширной территории, в экологически благополучном районе в пятнадцати минутах езды от города Новомосковска.
Учебно-воспитательный и оздоровительно-экологический комплекс включает: детский оздоровительный лагерь, конноспортивную школу, мини-зоопарк, манеж, конюшни и хозяйственные постройки. Экологическое пространство непосредственным образом связано с воздействием на обучающихся и педагогов комплекса условий, созданных в оздоровительно-экологическом Центре.
Основателем Центра, его душой, генератором всех творческих идей и вдохновителем самых интересных дел является директор Игорь Васильевич Кузнецов. Главной целью своей деятельности как педагога и руководителя учреждения дополнительного образования он определил экологическое воспитание и физическое развитие молодёжи; привитие подрастающему поколению любви к родной природе; социальную реабилитацию школьников, относящихся к «группе риска», а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
И. В. Кузнецовым разработана авторская, а также несколько индивидуальных рабочих программ дополнительного образования социально-педагогической, спортивно-оздоровительной и эколого-биологической направленности. Большинство из них в настоящее время используется педагогами Центра в повседневной практической деятельности.
Игорь Васильевич Кузнецов активно занимается научно-исследовательской и экспериментальной работой; имеет несколько печатных публикаций в научно-методических изданиях.
За успехи в труде И. В. Кузнецов награждён отраслевым знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», Почётными грамотами Министерства образования РФ, администрации МО г. Новомосковск и комитета по образованию администрации МО г. Новомосковск.
В настоящее время муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-экологический центр» города Новомосковска – одно из особых учебных заведений тульского региона, выделяющееся инновационной образовательной моделью и имеющее неповторимую воспитательную систему, что позволяет ему, решая важнейшие социально-педагогические задачи, стабильно развиваться.
Основу образовательного процесса Центра составляет обновлённое содержание дополнительного образования, в котором представлены следующие образовательные области: физическая культура и спорт (образовательные программы «Всадник», «Казачок», «Юный наездник», «Мой добрый конь», «Надежда», «Малыш», «Сивка-бурка», «Возрождение»); естествознание (образовательные программы «Истоки», «Родник жизни»); искусство (образовательные программы «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек», «Играйка»); технология (образовательная программа «Молодой хозяин»); языкознание (образовательная программа «Ручеёк»).
Предметное наполнение каждой из них определяется сочетанием курсов, формирующих предметные научные знания и практические способы деятельности, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, т.е. идеей гуманизации образования.
Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию обучающихся, становлению их субъектности и индивидуальности, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.
При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы: гуманизации; непрерывности и поступательности; дифференциации; интеграции; культуросообразности; природосообразности. Учебный план Центра обеспечивает взаимодействие и единство содержания спортивных, общеразвивающих, коррекционных программ, а также программ художественно-эстетической и эколого-биологической направленности; он имеет структуру, представленную двумя модулями: общего физического развития и спортивной подготовки и коррекционного.
В 2007 году педагогами Центра совместно с учёными Университета Российской академии образования разработан социально-педагогический проект «Медицинская и социально-психологическая реабилитация школьников в условиях естественной природной среды», заявленный на основной конкурс в Российском гуманитарном научном фонде (г. Москва) и после прохождения научной экспертизы ввиду значимости и актуальности поставленной проблемы получивший его грантовую поддержку.
В ходе развития проекта предполагается концептуально обосновать и апробировать модель экологичной образовательной системы для медицинской и социально-психологической реабилитации детей и подростков, проживающих в зоне экологического неблагополучия, на основе природоориентированной деятельности в среде, максимально приближенной к естественной: в загородном эколого-оздоровительном центре на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей.
Центр проводит занятия на лошадях для детей от 3 до 18 лет, в том числе и для детей с ОВЗ.
Учреждение осуществляет дополнительное образование по следующим направленностям:
- физкультурно - спортивная направленность;
- социально - педагогическая напрвленность;
- туристско - краеведческая направленность;
- художественная направленность.
Так же на территории Центра проводятся культурно-массовые мероприятия с участием детей и родителей.

Возврат в раздел