Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Храм Илии Пророка в селе Ильинское-Маклец
Возврат в раздел


Тимофеева Ю. А К истории Ильинской церкви села Ильинское-Маклец // Тульский край: время, события, люди : XIV межмуниципальные краеведческие чтения… Новомосковск, 25–28 октября 2022 года /  редакционная коллегия : Змеева С. Г., Пасько С. В., Иванникова Н. В., Польшина А. В. – Тула, 2022. – С. 169-182.


На северо-западной границе города Новомосковска находится деревня Ильинка 1-я. Ранее этот населённый пункт являлся селом и носил два названия – село Ильинское, Маклец тож. Объяснение названия Маклец связано с названием речки Маклец, на левом берегу которой село и возникло. Второе своё именование – Ильинское, село получило от названия церкви святого пророка Божия Илии. Истории этого храма и посвящено настоящее исследование.
Согласно справочной информации, содержащейся в книге «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей» 1895 года, «В церковных летописях не имеется сведений о времени возникновения прихода»[1]. Однако, в фонде 1770 «Коломенская духовная консистория. г. Коломна» Государственного архива Тульской области на хранении находятся метрические книги вышеназванной церкви, самые ранние из которых, выявленные и доступные к исследованию, датированы второй половиной 50-х годов XVIII века.
В указанный период село Ильинское-Маклец территориально относилось к Карницкому стану Тульского уезда, а Ильинская церковь была подведомственна Коломенской епархии. С 1790-х годов и до ликвидации губернского устройства России в 1920-х гг. село входило в состав Богородицкого уезда Тульской губернии.
Церковный приход состоял из села и деревень: Рыбинки, Черной Грязи, Засецкой, Ключевки, Дальнего и Ближнего Пашковых, Александровки и Любовки, Кузмищева тож.
Известно, что Ильинская церковь перестраивалась дважды: первый раз в конце XVIII века, второй – спустя сто лет.
В 1784 году в ответ на прошение, поданное прихожанами церкви святого пророка Божия Илии села Ильинское-Маклец в Коломенскую духовную консисторию на имя епископа Коломенского и Каширского Феодосия, была получена храмозданная грамота на возведение вместо старой пришедшей «от давнего построения в крайнюю ветхость» деревянной церкви – новой, деревянного же строения в то же именование пророка Илии с приделом по правую сторону во имя Рождества Христова[2].
В храмозданной грамоте предписывалось построить новую церковь по чину восточных церквей, в убранстве использовать святые иконы, написанные «искуссным изографом по греческому обыкновению и в сложении перстов, как благословящих, так и молящихся все было бы изображено по преданию греко-российской церкви, а не по раскольнической». Старую же церковь по построении новой надлежало разобрать и сжечь, а пепел выбросить в реку или использовать при выпекании просфоры или для обжига кирпича.
Получению храмозданной грамоты на строительство новой церкви предшествовал организованный одним из двух иереев Ильинской церкви Григорием Емельяновым сбор пожертвований с прихожан. В помощь ему Указом Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из духовной преосвященного Феодосия, епископа Коломенского и Каширского, консистории в Тульское духовное правление от 18 мая 1783 года были определены церковные старосты[3].
Судя по всему, подготовительные строительные мероприятия затягивались, так как в октябре того же года священники Ильинской церкви Василий Стефанов и Григорий Емельянов в прошении Его Преосвященству Феодосию, епископу Коломенскому и Каширскому, сообщали, что церковь обветшала настолько, что исправление служб происходит с великою опасностью. Был предоставлен отчёт о покупке и заготовлении на имеющиеся церковные деньги строительного материала для начала работ: «лесу триста бревен, да тесу двести тесниц; денег церковных в собрании имеется до двух сот рублей». Священники докладывали, что по увещевании ими к построению новой церкви никто не приступает, и просили, «понудить к построению оной прихожан». Ответом на просьбу иереев стало распоряжение: «в ветхой церкви священнослужение не исправлять, браки не венчать за нерадение приходских людей. И в посторонних церквах в венчании означенных священников обязать»[4].
Принятое решение достигло своей цели: в марте 1784 года приходские разных чинов люди села Ильинского направили преосвященнейшему Феодосию, епископу Коломенскому и Каширскому, покорнейшее прошение. Обеспокоенные запретом на проведение священнослужений и венчания браков в ветхой церкви, они сообщали о намерении приступить к построению новой церкви. Недостающий для этого материал к уже имеющемуся просители обещали пополнять. По причине дальних отлучек из села авторы прошения обещали дать в помощь иерею Григорию Емельянову двух хороших и добросовестных людей. У епископа же просили дать архипастырскую благословенную грамоту.
20 марта 1784 года храмозданная грамота была выдана.
В августе 1793 года один из владельцев села Маклец и храмостроитель Петр Карлович Дебодан[5] в прошении преосвященнейшему Афанасию, епископу Коломенскому и Тульскому, сообщал, что церковь устроена, просил выдать святой антиминс и разрешить освятить церковь протоиерею богородицкой соборной Казанской церкви Филиппу Ленардову. Протопопом Филиппом новопостроенная церковь 31 августа была освидетельствована, составлена церковная опись, направленная доношением епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию.
Согласно описи[6], новопостроенная Ильинская церковь возведена по архитектуре и по чиноположению греко-римскому на восток. Двухпрестольная. Здание деревянное на каменном фундаменте, полностью покрыто и обито новым тесом. «Глава на ней древянная, крест железной вызложен двойниковым золотом, под ним яблоко древянное же обито белою жестью».
Западные, северные и южные двери деревянные. Окон – девять, со стеклами и с затворами, запираются изнутри железными болтами.
Иконостас столярной работы по местам с резьбою. В иконостасе святые иконы самой искусной живописной работы.
Внутри вся церковь расписана разными красками, а купол херувимами.
Филипп Ленардов подробно фиксирует всё церковное имущество, наличные церковные книги, самыми старыми из которых являлись Ирмологий 1694 года и цветной печатный Триод 1704 года. Остальные книги датированы 1741–1784 годами.
При церкви – деревянная колокольня с железным простым крестом, покрытая и обитая новым тесом. На колокольне три колокола весом 1,2 и 5 пудов.
Кладбище для погребения мертвых тел отстоит от церкви чуть удаленно, окопано земляным валом, со вхожими воротами.
При церкви – церковной земли 36 десятин, включая усадебную и сенокосную. Церковная земля отделена межевыми ямами с поставленными столбами.
В приходе церкви числилось 180 дворов, включавших 734 души мужского пола и 698 – женского.
Штат священнослужителей Ильинской церкви на момент возведения нового её здания состоял из священника Григория Емельянова, дьякона Иродиона Казьмина, дьячка Ильи Григорьева и пономаря Казьмы Васильева[7].
Получению разрешения на освящение церкви препятствовало отсутствие в описи Филиппа Ленардова книги Пролога нынешнего года, о покупке и передаче которой в Ильинскую церковь было поставлено условие П. К. Дебодану и прихожанам Ильинской церкви.
27 января 1794 года Петр Дебодан прошением епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию объявил, что «старанием де ево по бедности оного прихода оная Ильинская церковь устроена и всем церковным имуществом снабжена»[8]. Последовавшая просьба об освящении церкви была удовлетворена резолюцией его преосвященства и Указом Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Коломенской духовной консистории 31 января 1794 года.
6 февраля 1794 года новопостроенная церковь во имя Пророка Божия Ильи была освящена по чину малого освящения благочинным соборной Казанской церкви города Богородицка протопопом Филиппом Ленардовым.
Спустя 90 лет, 1 марта 1884 года, прихожане Ильинской церкви села Ильинское-Маклец в собрании всех сельских старост как уполномоченных от сельских обществ в присутствии священника Иоанна Кутепова и местных священно-церковно-служителей и церковного старосты составили Приговор в единогласном желании построить новый, теперь уже каменный храм во имя святого пророка Божия Илии на месте существующего деревянного – в ознаменование вечной благодарности прихожан и потомков за дарование им освобождения от крепостной зависимости Государю Императору Александру Николаевичу, мученически скончавшемуся 1 марта 1881 года и в память благополучно совершившегося 15 мая 1883 года священного коронования Государя императора Александра Александровича.
Свои подписи под Приговором поставили представители от всех входивших в приход деревень, благочинный священник Иоанн Кутепов, местный приходской священник настоятель Ильинской церкви Сергий Протасов и дьякон, состоящий на вакансии псаломщика Стефан Мизертов[9].
О решении Приговора 3 декабря 1884 года благочинный, священник Иоанн Кутепов сообщал в рапорте к Высокопреосвященнейшему Никандру, архиепископу Тульскому и Белевскому, в котором подтверждал серьезность намерений прихожан в построении нового храма наличием пожертвований в сумме 108 рублей серебром. Епархиальное начальство в 1885 году разрешило причту с церковным старостой села Ильинского собирать пожертвования и заготавливать строительный материал. Тульская духовная консистория предписала жертвуемые деньги и строительные материалы записывать на приход в церковные книги, отчёт о количестве всякого рода пожертвований в конце каждого года предоставлять в консисторию. Денежные средства вносились на счет в Тульское отделение Государственного банка под проценты для приращения капитала.
Регулярному приходу пожертвований на строительство храма препятствовали периодически случавшиеся вследствие неурожая хлеба годы, как например, в 1885 году, когда прихожане просто не имели возможности совершать пожертвования.
23 октября 1889 года по предписанию Тульской духовной консистории и по личному приглашению церковного старосты, дворянина Василия Александровича Якимова, и причта Ильинской церкви села Ильинского-Маклец епархиальным архитектором Василием Андреевичем Поповым[10] был произведён осмотр существующей деревянной церкви и составлен акт. Архитектор нашёл церковь в крайне неудовлетворительном состоянии: «…церковь во многих местах, от времени, имеет повреждения в стенах. Колокольня же, состоящая из трех ярусов, пришла в ветхость: преимущественно верхняя её часть, где помещаются колокола… Ярус этот поврежден настолько, что весь он вместе со шпилем значительно наклонился на западную сторону, и при ветре замечается колебание шпиля и всего яруса. В виду такого состоянии колокольни, грозящего опасностью, требуется снять колокола и разобрать два верхние яруса»[11].
В. А. Поповым была составлена «Смета на постройку вновь каменной церкви в селе Ильинском Маклец Богородицкого уезда Тульской губернии». Стоимость всех расходов была оценена в 28693 руб. 50 к.: 22192 руб. – на устройство церкви и 5201 руб. 50 к. – на устройство колокольни.
Подготовленный архитектором В. А. Поповым проект строительных работ изначально был отклонен строительным отделением Министерства внутренних дел и возвращён обратно в консисторию. Было выявлено несоответствие проекта циркуляру хозяйственного департамента Министерства внутренних дел от 26.01.1867 № 913 о составлении и представлении проектов на постройку церквей по соглашению с обер-прокурором Святейшего Синода. В нарушение циркуляра В. А. Попов не представил расчёт устойчивости сооружения, а также поперечный разрез западного фасада храма. Недопустимы были показанные в проекте своды.
Проект был переработан и в конце июля 1890 года с учетом внесённых замечаний снова направлен в строительное отделение. 31 августа 1890 года разрешение на осуществление проекта от строительного отделения Министерства внутренних дел было получено. Однако, конечная точка в вопросе утверждения проекта была поставлена 22 сентября, когда всё то же строительное отделение направило в Тульскую духовную консисторию дополнение к ранее выданному отношению от 31 августа 1890 года, согласно которому взамен ранее составленного ошибочного расчета к проекту по постройке новой церкви в селе Ильинском-Маклец архитектора В. А. Попова препровождался новый расчет, выполненный младшим архитектором Магидеем[12].
К 1890 году был заготовлен материал: кирпич, бутовый камень, известь, цокольный камень, песок. Прихожане обязались каждый год платить по 50 к. с души в счет пожертвований на строительство. Ежегодный сбор с 1064 душ должен был составлять 532 руб.
Для постоянного наблюдения за ходом работ, закупки строительных материалов и правильной отчетности в расходах в помощь священнослужителям и церковному старосте было предписано Приговором прихожан избрать не менее трёх лиц из благонамеренных прихожан для образования строительного комитета и из его членов - председателя, кандидатуру которого должен был утвердить архиепископ Тульский и Белевский.
Главную уклонившуюся в сторону колокольню существующего деревянного храма предписывалось разобрать до основания, а снятые колокола повесить на особо устроенную звонницу. Материал от разобранной колокольни должен был быть употреблен на обжиг кирпича строящегося храма.
В состав строительного комитета приговорами прихожан в присутствии сельских старост были избраны: деревни Черной Грязи крестьянин собственник Яков Дмитриев, деревни Александровки крестьянин собственник Дмитрий Гаврилов, деревни Каменки-Пашкова крестьянин Илья Романов, деревни Пашкова Федот Иванов, деревни Каменки-Крюкова крестьянин Петр Григорьев, деревни Любовки крестьянин Иван Сергеев, деревни Ключевки крестьянин Павел Семенов и Михаил Феоктистов, деревни Засецкой-Любовки крестьянин Филат Яковлев, деревни Любенки крестьянин Андрей Александров, деревни Риги крестьянин Павел Филиппов, села Ильинского-Маклец крестьянин Андрей Иванов. Председателем строительного комитета избран крестьянин собственник деревни Каменки-Пашкова Илья Романов и помощником ему – крестьянин собственник деревни Ключевки Михаил Феоктистов[13]. Со стороны местного причта с церковным старостой на решение приговоров протеста не последовало, и названные кандидатуры 3 ноября 1890 года по Указу Его Императорского Величества были утверждены Тульской духовной консисторией в звании председателя и членов строительного комитета в селе Ильинском-Маклец.
Ответственным за сбор пожертвований «с кружкою» прихожанами был избран Иван Дмитриев Грачев вместо крестьянина Фомы Иванова, который по болезни отказался ходить по сбору.
К концу мая 1891 года подготовительные работы по постройке нового каменного храма были завершены. На 26 мая 1891 года была назначена закладка самого храма.
29 мая 1891 года архиепископу Тульскому и Белевскому от строителей храма, священника и церковного старосты поступило прошение, в котором обозначенные лица сообщали, что по общему желанию прихожан решено строить храм трехпрестольный: первая часть должна быть посвящена в честь и память святого пророка Илии; вторая – в честь и память с правой стороны от входа Рождества Христова; с левой – Казанской Божьей Матери – это при трапезной.
Попечителем вновь строящейся каменной церкви в 1891 году согласно просьбе священника Ильинской церкви Сергия Протасова[14] и прихожан села епархиальным начальством был утвержден барон Владимир Михайлович фон Менгден.
Живое и деятельностное участие по построению храма принял лично приходской священник Сергий Протасов. В короткое время он сумел собрать от разных лиц со своими собственными, хоть и незначительными, пожертвованиями 4371 руб. 71 коп. на сооружение храма, для чего обращался не только к своим прихожанам, но и к прихожанам других приходов, приглашая их к пожертвованиям на храм. Для сбора подаяний он сам ездил в Тулу и ходил по некоторым купцам. На близлежащей от села станции Узловой производил сбор по торговцам и по служащим, вел с ними собеседование, отслужив всенощную и молебен Калужской Божьей Матери «о высокой святой цели устройства святых храмов на земле и спасительном значении пожертвований на построение святых храмов». Списывался с разными лицами, известными своей благотворительностью в Петербурге и Москве, прося их содействия и материальной помощи. Сергий Протасов упросил господ Даниловых, проживающих в Москве, дозволить занять две десятины их собственной земли с целью поставки кирпичных сараев для выделки и обжига кирпича. На собранные священником деньги был заготовлен материал, и началась сама постройка храма, стены которого доведены были почти до окон.
Все строительные работы шли под непосредственным наблюдением священника, и замеченные им в ней недостатки и неправильности в скором времени и по надлежащему исправлялись. Так, когда он усмотрел, что фундамент начат не с цокольного камня, а с кирпича, то велел в виду особой прочности последние заменить первым. Сложенные в осеннее время столбы под внутренние своды и оказавшиеся в весеннее время не вполне твердыми и благонадежными, он приказал переложить.
Последующая постройка производилась на средства благотворителей через барона Менгдена и к концу 1893 года доведена была до заложения 2/3 оконных решеток, по стоимости выполненные работы были оценены в 5735 руб. 75 коп.
Новый этап строительства каменного храма связан с именем нового священника села Ильинского-Маклец Богородицкого уезда Александра Аболенского. Ежегодные рапорты, подаваемые в Тульскую духовную консисторию по заявлению священника, свидетельствуют о крайней стесненности в денежных средствах на строительство. Вновь и вновь возобновлялся сбор пожертвований «с кружкою». По прошению Александра Аболенского для обжигания кирпича и возведения подмостей, необходимых для продолжения строительных работ, в 1895 году Тульско-Калужским управлением Государственных имуществ из ближайшей к селу казенной лесной Карницкой дачи было бесплатно отпущено 20 куб. саженей дров из валежного леса.
2 ноября 1901 года по архипастырскому благословению епископа Тульского и Белевского Питирима новый каменный храм во имя святого пророка Божия Илии был освящен приглашенным причтом и церковным старостой села Ильинского настоятелем Тульского Богородничного общежительного Щегловского монастыря архимандритом Памфилом по чиноположению церковному в сослужении местного благочинного и настоятеля церкви.
По определению епархиального начальства от 27-28 июня 1914 года разрешено было устроить в церкви села Ильинского-Маклец Богородицкого уезда два новых иконостаса.
5 июля 1915 года благочинным протоиереем Василием Сахаровым в присутствии местного священника и священника села Шаховского был освящен вновь устроенный придельный в правом боковом алтаре престол во имя Казанской Божией Матери и вновь построенный иконостас. Строителем названного иконостаса являлся Михаил Вешняков – тульский цеховой иконописных дел мастер.
До завершения строительства и обустройства храма оставалось совсем немного.
20 августа 1915 года Государь Император Николай II, на имя которого обращались с ходатайством о помощи приходской причт, церковный староста и прихожане села, пожаловал на окончательное устройство церкви в селе Ильинское-Маклец «монарших щедрот 1000 р.»[15]
6 октября 1916 года благочинным 2 Богородицкого округа протоиереем Василием Сахаровым в соучастии местного священника села Ильинского-Маклец Александра Аболенского был освящен вновь устроенный иконостас и в нем святой престол в левом боковом алтаре «во имя Рождества Христова» в церкви названного села.
Составленная протоиереем Василием Сахаровым Опись[16] обозначенного иконостаса рисует перед нами алтарь 8´8 кв. арш., с престолом из дуба указанной меры; жертвенник из сосны указанной меры. Предалтарный иконостас из соснового леса, полутораярусный, мера его – ширина 7 ½ арш. и высота с крестом 7 арш., окрашен эмалевой голубой краской, украшен резьбой и колоннами с позолотой и розовой покраской. Царские двери резные, вызолоченные. Возглавлен иконостас золоченым крестом. Все иконы в иконостасе живописной работы на липовых досках, также подробно описаны.
С приходом советской власти и отделением церкви от государства Ильинский храм с богатой и длинной историей, на возведение которого ушло столько сил и времени, ожидала та же судьба, что и многих других аналогичных сооружений. Сначала, в 1930 году, церковь закрыли, а потом приспособили её здание для решения хозяйственных задач: здесь была обустроена то мельница, то зернохранилище, то ремонтная мастерская, пока строение и вовсе не пришло в негодность. Запустение продолжалось до 1990-х годов, когда, согласно предоставленной нынешним настоятелем Свято-Ильинского храма священником Василием Буториным информации, тщанием местных жителей при поддержке благочинного Новомосковского округа архимандрита Лавра не начались работы по возрождению храма.
Сегодня ярко-голубой купол восстановленной Ильинской церкви издалека привлекает внимание. Его хорошо видно с дороги, пролегающей из Новомосковска на Тулу. Проезжающие мимо путники, наверное, как и прежде, останавливаются и выходят взглянуть на предстающую взору картину. Кого-то увиденное завораживает настолько, что путешественники сворачивают с главной дороги на Ильинку и едут познакомиться поближе с этим удивительным местом, а кто-то продолжает свой путь в умиротворении с мыслями о людях, живших здесь давно, сменяемых в поколениях и передавших своим потомкам главное наследие – память.
Литература
1.     Бороздинский, М. Село Ильинское «Маклецы тож» / М. Бороздинский // Новомосковская правда. – 1996. – 27 авг.
2.     Военно-топографическая карта Российской Империи Ф. Ф. Шуберта 1860-1890 гг. Трехверстовка. – URL: http://www.etomesto.ru/shubert/ (дата обращения: 10.09.2022).
3.     Приходы и церкви Тульской епархии : извлечение из церковно-приходских летописей. – Текст : электронный. – Тула : Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. – С. 110. – URL:http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13452-prihody-i-tserkvi-tulskoy-eparhii-izvlechenie-iz-tserkovno-prihod... (дата обращения: 10.09.2022).
4.     Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. – Текст : электронный. – Санкт-Петербург : изд. Центр. стат. ком. Мин-ва внутренних дел, 1861–1885. Вып. 44 : Тульская губерния : ... по сведениям 1859 года / обработаны В. Левшиным и Е. Огородниковым. – 1862. – XIV, 192 с. ; 1 л. карт. – URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17510-vyp-44-tulskaya-guberniya-po-svedeniyam-1859-goda-1862#mode/inspe... (дата обращения: 10.09.2022).
5.     ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 168.
6.     ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 316. Л. 11-12об.
7.     ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 318. Л. 11–18.
8.     ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 515. Л. 22-57.
9.     ГАТО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 2098.
10.  ГАТО. Ф. 1770. Оп. 18. Д. 8789.
 

[1] Приходы и церкви Тульской епархии : извлечение из церковно-приходских летописей. Тула : Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. С. 110. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13452-prihody-i-tserkvi-tulskoy-eparhii-izvlechenie-iz-tserkovno-prihod... (дата обращения 10.09.2022).
[2] ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 168.
[3] ГАТО. Д. 316. Л. 12-12об.
[4] Там же. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 318. Л. 16-17.
[5] Петр Карлович Дебодан надворный советник, председатель Тульской верхней расправы.
[6] ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 515. Л. 24-28об
[7] ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2. Т. 1. Д. 515. Л. 29-29об.
[8] Там же. Л. 55.
[9] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 2об-3.
[10] Справка: Василий Андреевич Попов родился в Туле в семье мещанина (прим. 1836 г.?). Воспитывался в Императорской Академии Художеств, где по окончании курса наук советом Академии 8 января 1868 года удостоен звания свободного художника с правом производства строений. В службу вступил в Департамент Таможенных Сборов к которому причислен в разрешения Господина Министра Финансов 17 февраля 1868 года. 1 июля 1872 года определен и 1 января 1873 года утвержден исправляющим должность Архитектора по Таможенному ведомству. На основании прошения по болезни уволен от службы 29 апреля 1874 года. В отставке до 1 сентября 1876 года, до момента определения и утверждения в должности Ялтинского городского архитектора. Штрафами не облагался, под следствием и судом не был. Женат на дочери Действительного Статского Советника Андрея Ивановича Штакеншнейдера – Марии Андреевне. От первого брака имеет дочь Надежду, 1868 г.р. и от второго брака – сына Михаила, 1877 г.р. Согласно прошению по болезни уволен от службы 9 января 1880 года. 18 августа 1886 года по Указу Его Императорского Величества Тульской Духовной Консисторией допущен до составления проектов на церкви и другие епархиальные здания, а также до заведывания и наблюдения за церковными и другими духовного ведомства постройками в Епархии на условиях добровольного соглашения с прихожанами или с теми лицами, на средства которых будут производиться помянутые постройки. ГАТО. Ф. 3 Оп. 7. Д. 2098. Л. 4, 4об, 8, 9об.
[11] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 24.
[12] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 44-44об.
[13] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 67-68.
[14] Справка: Священник Сергий Протасов по клировой ведомости села Ильинского-Маклец Богородицкого уезда за 1892 год возраста 43 лет, сын Священника, родился в селе Семеновском Тульского уезда, окончил курс в Тульской Духовной Семинарии с аттестатом 2 разряда в 1871 году. До поступления в Священники состоял на должности Надзирателя при Тульском Духовном Училище с октября 1871 года по 1 мая 1880 года. Рукоположен в Священники в церкви села Ильинского-Маклец Богородицкого уезда в 1880 году 25го мая. Обучал Закону Божию в школе грамоты детей своего прихода в 1881 году. Состоял законоучителем в земской школе в сельце Маклец, Грецовского прихода с 20 января 1883 года. С 13 марта 1884 года – наблюдатель церковно-приходской школы. С 20 октября 1887 года – законоучитель земской школы в самом селе Ильинском, законоучитель в земской школе в деревне Ключевка своего прихода с 3 января 1890 года. Законоучитель в земской школе села Смоленского-Грецова с 26 ноября 1887 года. Заведующий в школе грамоты в деревне Черной Грязи. Награжден набедренником 8 сентября 1886 года. За свои труды по народному образованию награжден скуфьею 21 января 1892 года. Женат. Жена – Татьяна Васильева 31 года. Сын Сергей – 8 лет. Судим и штрафован не был. ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 165.
[15] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 8789. Л. 378.
[16] ГАТО. Л. 386-387.

Возврат в раздел