Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Храм в честь иконы Божией Матери Казанская в селе Гремячее
Возврат в раздел


Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». Село Гремячее
На зелёных берегах речки Прони, почти на самой границе с Рязанью, раскинуло свои слободы село Гремячее. Заселяли эти территории выходцы из рязанских, московских, северо-западных земель, а то и из «вольных казаков и из черкас».
Упоминание с. Гремячего в писцовой книге Венёвского уезда 1571–1572 гг.: «С. Гремячее, на рчк. на Гремячей, а в нём церк. Егорей страстотерпец, стоит без пенья, поставление приходное, а дворов: 2 дв. на церковной земле; пашни добр. земли 5 четьи да дикого поля 15 четьи в поле, а в дву потому ж, сена по дикому полю 100 коп.; в том же с. дв. княж Ивановского человека, да крестьян 4 дв.; пашни в поле добр. земли 30 четьи да дикого поля 150 четьи, а в дву потому ж, сена по дикому полю 400 коп.; лесу дубровы 4 дес.»
Корни села глубоко уходят в историю Руси. Как город-крепость Гремячевский острог начал строиться после татарских походов 70-х годов XVI в., показавших невозможность освоения порубежных русских земель без надлежащей защиты.
Внутри острога находилась деревянная соборная церковь во имя Архистратига Ми­хаила, каменный пороховой погреб и две горницы государственного строения: одна для воеводы, другая – для канцелярии. А вокруг селились ратные люди: стрельцы несли службу в пешем строю, пушкари правили свое дело у пушек, казаки-лошадники составляли конницу. От того, кто где жил, и названия слобод рождались. Так образовались пять слобод: Беломестная, Новоприборная, Пушкарская, Староказачья и Стрелецкая, каждая со своим приходским кладбищем и храмом.
В XVIII в. в Гремячем вместе с соборной церковью насчитывалось шесть храмов. Первоначально они подчинялись коломенскому архиерею, а в 1675 г. были отнесены к Рязанской епархии. Со временем из слобод образовалось пять сёл, сохранивших в своих названиях память о первых поселенцах: Беломестное, Новики (Новоприборная), Пушкари (Пушкарская), Казаки (Староказачья) и Стрельцы (Стрелецкая).
На современной улице Новики села Гремячее, в бывшей Новоприборной слободе, которая когда-то образовалась за счёт «прибора» пришедших с Дона и Кубани казаков и запорожцев, стоит Свято-Казанский храм. Писцовые книги 1644 г. свидетельствуют о том, что деревянный храм во имя Живоначальной Троицы был построен в Гремячем в первой половине XVII в. В 1766 г. он был разобран из-за ветхости и вновь выстроен из дерева. Приход состоял только из одной слободы, а 1821 г. (по другим источникам в 1815 г.) к нему присоединили село Матово.
Население прихода состояло из 734 мужчин и 780 женщин. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика.
В 1881 г. на том же самом месте началось строительство каменного храма во имя Живоначальной Троицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, который впоследствии стал самостоятельным храмом. Завершена постройка была в 1894 г., при этом старый деревянный храм предварительно разобрали и употребили на обжигание кирпичей для нового храма.
Храм построили в стиле эклектики. Одноэтажное здание состоит из основного объёма, апсиды и притвора. Основной объём – четырёхстолпный, односветный четверик с сомкнутой кровлей, с шестигранным барабаном, несущим главку с крестом на яблоке. К восточной стене основного объёма примыкает полукруглая апсида, восстановленная в 90-х годах XX в., к западной стене – прямоугольный притвор.
П. И. Малицкий пишет, что с 1862 г. с небольшими перерывами в приходе существовала школа грамоты, однако в «Отчётах о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тульской Епархии за 1894–1895 уч. г.» сказано, что в Новоприборной слободе Венёвского уезда школа грамоты существует с 1890 г. Законоучителем был Эраст Фальков, а учителем – Павел Фальков, воспитанник духовной семинарии. Позже школой руководил священник Александр Маковский, а попечительницей школы была княгиня Анна Шаховская.
Род князей Шаховских, имение которых находилось в селе Матово, тесными узами связан с Гремячим. Потомок тульской ветви Шаховских, Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902–1989 гг.), епископ Православной церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, оставил описание храма в Гремячем в воспоминаниях «Установ­ление единства».
«Хорошо помню я лишь богослужения в храме слободы Новики большого села Гремячего, в пяти верстах от Матова... Живя в Матове, мы по воскресеньям и праздникам (особенно ярко помню весенние дни Троицы, солнце, храм, украшенный берёзками) отправлялись утром к обедне в Гремячее… Войдя в храм, мы всей семьёй становились на левом клиросе. Деревенский хор парней и девок пел на другом клиросе бойко и голосисто…
В храме Гремячего служил приятный, тихий, молодой и уже вдовый священник отец Александр Маковский, имевший кучу детей. Как сейчас вижу его лицо, похожее на лик Христов. После службы мы заходили к нему, в его домик около храма, и в комнате, уставленной фикусами, пили чай… Отец Александр иногда приезжал с псаломщиком в Матово и служил у нас на дому всенощную под праздник... Таковы были мои первые соприкосновения с Церковью».
В советское время храм закрыли и использовали под пекарню, склад продовольственных товаров, слесарную мастерскую. В 1990-х годах началось восстановление храма. В 1993 г. возобновились богослужения, а в 2002 г. храм был заново освящён архиепископом Тульским и Белевским Алексием (Кутеповым).
С назначением 19 августа 2011 г. настоятелем Казанского храма иерея Николая Мель­никова в храме началось преображение, увеличился приход, с ноября 2011 г. открылась Воскресная школа. В 2013 г. внутри храма был сделан ремонт. Настоятель по долгу милосердия навещает престарелых больных в отделении сестринского ухода Новомосковской городской клинической больницы в Гремячем, ведёт работу с образовательными учреждениями с. Гремячее, п. Красный Богатырь, п. Первомайский.
В Свято-Казанском храме почитают уроженца села Гремячее – священномученика пресвитера Алексия Смирнова. Он родился в 1867 г. в семье псаломщика Петра Смирнова. Когда Алексею исполнилось семь лет, умер отец, и его на воспитание взял дед, служивший псаломщиком в одном из храмов Москвы. В 1890 г. Алексей окончил Московскую духовную семинарию, был рукоположен в священника и стал настоятелем храма Рождества Христова в селе Филатово Звенигородского уезда, где прослужил сорок три года. Жизненный путь отца Алексия оборвался в 30-е годы ХХ в., когда власти жестоко боролись с церковью. В феврале 1938 г. он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитирован священник Алексей Смирнов был в 1989 г., а в 2002 г. канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Удивительно, но с 2019 г., когда началось почитание священномученика Алексия Смирнова на его малой родине, в сельском храме происходят настоящие чудеса. Отец Николай обратился в молитвах к священномученику Алексию о помощи в строительстве колокольни, ведь в храме была только звонарня. 19 августа 2019 г. заложили камень, а уже в декабре 2020 г. состоялся чин освящения креста и купола и их подъём на колокольню гремячевского храма. Иерей Николай Мельников, поздравляя прихожан, сказал: «Этот крест и колокольня станут архитектурной и духовной доминантой нашего села, дарующей нам веру, надежду и любовь»! И вот чудо это или не чудо, но в январе 2021 г. над Гремячим раздался звон новых колоколов, знаменуя окончание строительства колокольни. И завершением возрождения колокольни стало освящение 21 июля 2021 г. мозаичного изображения Казанского образа Приснодевы Богородицы на её фронтоне.
Особый колорит престольному празднику в Свято-Казанском храме придаёт обычай отмечать день Казанской иконы Божией Матери или, как говорят в народе, летнюю Казанскую, крестным ходом по водам реки Прони. Иерей Николай Мельников вспоминает, что первый крестный ход по воде в Гремячем был в 2016 г.: «Мы собрались с учащимися воскресной школы и на пароме проплыли по Проне. Дети держали хоругви, иконы и молились». А начиная с 2019 г., уже множество людей приходит на престольное торжество, идут крестным ходом до пристани, а потом по воде – на пароме и лодках.
Прихожанин Свято-Казанского храма А. Симкин отмечает: «Крестный ход – это такое богослужение, когда храмом становится вся окружающая природа. Купол у такого храма — всё небо, под которым люди – словно свечки, горящие для Бога».
В храме особенно чтят две старинные иконы: отреставрированную икону святого Пантелеймона и образ Божией Матери «Достойно есть». Эта икона, созданная в 1896 г. на святой горе Афон и привезённая в дар Казанскому храму, чудесным образом вернулась в него через много лет: отпевал батюшка Николай одну старушку, а на следующий день пришёл её сын и принёс завёрнутую в полотенце икону. Отец Николай узнал её сразу – это была та самая «Достойно есть», обретавшаяся в храме ещё до революции! Мужчина передал наказ матери, сказавшей перед смертью, что если отпоют её в Гремячем, то этот образ надо вернуть в храм.
Ряд икон для храма написал Сергей Егорович Щербатых, иконописец из Богородицка, руководитель первого и единственного в Тульской области класса иконописи.
Но не все иконы в храме созданы человеком! Иерей Николай Мельников рассказывает, как в 2011 г. в храме обрели нерукотворный образ. А было это так: отец Николай с матушкой занимались уборкой в храме, и в кладовой нашли много стёкол:
«Мы их сложили на стол, а моя супруга, проходя мимо, увидела отображение Иисуса Христа в терновом венце на одном стекле. Показали его благочинному, приснопамятному архимандриту Лавру, который благословил нас сохранять его в алтаре и ежегодно, Великим Постом, выносить на поклонение верующим. Конечно, когда в храм приходят люди, узнавшие, что у нас находится нерукотворный образ, мы выносим его приехавшим поклониться святыне».
В такое чудо сложно поверить сразу. Например, один из алтарников, который только начинал свой путь воцерковления, считал, что это можно объяснить с научной точки зрения. Однако однажды, во время службы, он случайно уронил именно этот образ, – а полы в храме плиточные и после падения рамка деревянная разлетелась на кусочки, само же стекло с ликом Христа не только не разбилось, но даже трещинки или царапины не осталось. Позже алтарник поступил в Рязанскую духовную семинарию, и сейчас уже служит настоятелем. Вот такая история…
Библиография
Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». Село Гремячее // Обретение веры : храмы и святыни земли новомосковской / Ответственный за выпуск А. Н. Соколова ; редакционная коллегия : В. П. Дворецкий, И. В. Каретников, С. В. Пасько. – Тула, 2022. – С. 102-109 : ил., фото.

Возврат в раздел