Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Новомосковская библиотечная система»
«Новомосковская библиотечная система»
- О МБУК "НБС"
- Библиотеки
- Услуги
- Муниципальные услуги в электронной форме
- Платные услуги
- Бесплатные услуги
- Доступная среда
- Бесплатный WiFi
- Базы данных
- Перечень государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронной форме
- Туристический информационный пункт
- Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
- Пушкинская карта
- Новости
- Онлайн сервисы
- Информационные ресурсы
- Документы
- Независимая оценка
Пояс соцгородов ресурс Новомосковска
Никушина А. А. Проект «Пояс соцгородов: ресурс Новомосковска» // Тульский край: время, события, люди : XIV межмуниципальные краеведческие чтения… Новомосковск, 25–28 октября 2022 года / редакционная коллегия : Змеева С. Г., Пасько С. В., Иванникова Н. В., Польшина А. В. – Тула, 2022. – С. 205-210.
Проблема оттока населения из малых промышленных городов остро стоит в России. При этом специфическая история города как соцгорода выводит из его ряда индустриальных городов. В этом докладе мы пытаемся наметить стратегию будущего исследования идентичности жителя соцгорода – как современного, так и советского.
Новомосковск (до 1933 – Бобрики, с 1933 до 1961 – Сталиногорск) был создан в 1930 году как город-новострой первой пятилетки (1928–1932), возведенный на удачном месте рядом со строящимся крупным химическим комбинатом и поблизости от угольных шахт Мосбасса. Город позиционировался как будущая столица химического производства страны, расположенная недалеко, в двухстах километрах, от настоящей столицы Москвы. Со стандартным для соцгородов пафосом Бобрики провозглашались пространством жизни и работы «новых людей», буквально заброшенных на равнинную территорию в центре Среднерусской возвышенности.
Проект строительства города во многом опирался на уже строящиеся в тот момент Магнитогорск, Автострой (Нижний Новгород), Мурманстрой, Днепрострой и другие пункты. Изначально в конкурсе на проект планировки Бобриков победил проект архитекторов А. Э. Зильберта и Л. З. Чериковера, но он был полностью раскритикован за «капиталистичность» – предполагаемые базарные территории и наличие зон индивидуального строительства, а также удаленность на 12–20 километров жилых территорий от промышленных производств[1]. План был переделан А. И. Кузнецовым и А. Н. Корноуховым, которые соединили центральный и промышленный районы полурадиальной дорогой. Впоследствии и этот план был признан неудачным. В итоге генплан города был значительно изменен архитекторами ГИПРОГОР в 1933-1935 годах.
Новомосковск на раннем этапе своего проектирования пережил «производственный ад». Из-за отсутствия четкой цели проектирования, первые архитекторы и победители проекта не смогли угадать пожеланий партии и спроектировать город, соответствующий идеалам «новой жизни». Исследовательница И. М. Долинская пишет, что такая ситуация была в целом обычной для соцгородов, которые переживали стадии «отрицания отрицания» и в итоге строились по третьим, гибридным проектам[2].
Тем не менее архитектура Новомосковска примечательна и отчасти именно благодаря «производственному аду» представляет особый интерес. Как пишет исследовательница архитектуры А. Н. Селиванова, Новомосковск оказывается образцом «переходного» периода 1930 годов[3]. В промышленной части Сталиногорска (Новомосковск-2), ближайшей к химкомбинату, возведены постройки в стиле конструктивизма по оригинальным проектам. Самое примечательное здание города с точки зрения архитектурной уникальности – образчик конструктивистского строительства, экспериментальный «дом-комбинат», построенный по проекту архитектора Дмитрия Соболева[4]. Два жилых корпуса соединены переходом – трехэтажным выделяющимся сектором детского сада с террасой на крыше. В доме также располагалась большая столовая, аптека и магазин, а в подвале – прачечная.
Тем не менее, учитывая изолированность «Новомосковска-2», значительно большую роль в формировании идентичности современного горожанина играет более типизированная и узнаваемая, но в то же время отлично сохранившаяся архитектура переходного периода первой половины 1930-х годов – она почти полностью составляет центральный район Новомосковска.
Примечательно, что в проектировании некоторых участков города принимали участие архитекторы братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. Центр город спроектирован с осевыми композициями, бульварами, несколькими бульварными аллеями. Это хорошо озелененный участок застройки, расположенный в близости от Детского парка с достопримечательным местом – истоком реки Дон. Строящийся уже в 1935 году центр города имеет высотные доминанты в виде двух симметричных высоток с декоративными элементами. Здания расположены на пересечении двух аллей, одна из которых до сих пор украшена ротондой. При этом в городе почти не сохранились объекты, включенные в «ленинский план монументальной пропаганды»[5].
Перед началом Великой отечественной войны в городе было 12 клубов, Дворец культуры, драматический театр, библиотека. Некоторые постройки были уничтожены во время семнадцатидневной оккупации города немецкими войсками – недолгой, но разрушительной. Большая часть построек была утеряна в центре города, а не на его заводской окраине.
Сегодня, несмотря на то что на территории соцгорода Новомосковска расположено несколько десятков образчиков архитектуры авангарда, место нельзя назвать исключительно привлекательным для исследователей архитектуры. Изучая феномен авангардистской архитектуры соцгородов, к авангардистским зданиям Новомосковска человек обратится скорее во вторую очередь, сначала рассмотрев постройки Уралмаша и Магнитогорска, созданные благодаря сотрудничеству немецких и советских архитекторов. Сегодня основными ресурсами города можно назвать:
Специфику места. Указанный контекст создания и развития соцгородов, а также их архитектурные особенности и специфические черты самого Новомосковска позволяют говорить о туристической привлекательности и музейном потенциале. Примечательно, что, согласно исследованию ВЭБ.РФ, жители Новомосковска высоко оценивают уровень жилищных условий – на 2,1 пункта больше, чем в целом по стране и на 1 пункт больше, чем в городах-миллионниках[6].
Денежный капитал. Помимо изначально построенного химического комбината, было возведено еще три крупных производства, одно из которых сегодня занято отделением транснациональной корпорации Procter&Gamble – ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск». Кроме этого, сегодня в окрестностях города ведется возведение автомобильного завода Haval[7].
Человеческий ресурс. Население города снижается, но незначительно. В период с 2017 по 2021 год население уменьшилось ровно на 4 тысячи человек. При этом горожане в целом хорошо обеспечены финансовым ресурсом. Исследование ВЭБ.РФ «Индекс качества жизни» показывает, что уровень доходов и работы в городе на 10 пунктов выше, чем в среднем по стране и на 5 пунктов выше, чем в городах-миллионниках[8].
Инфраструктура. Первоначальные планы развития города были относительно точно продолжены следующими поколениями проектировщиков, которые создали еще несколько зеленых зон и не уничтожили те, что были изначально запланированы проектировщиками 1930-х годов. Город, с одной стороны, приобрел несколько новых парков помимо изначально запланированного как главный городской парк Урванского леса. С другой, сохранилась изначальная городская навигация, позволяющая довольно быстро (в течение 16 минут на машине из центра города и до производств) передвигаться между объектами 1930-х годов, находящимися на расстоянии 13 километров друг от друга.
Бренд. Новомосковск позиционируется не как соцгород, но как «город химиков», сохраняя изначально заложенный в 1930-е годы смыслообразующий компонент.
Не всегда осознаваемое значение архитектура города имеет для жителей Новомосковска, особенно молодых людей, которые часто выбирают учебу в других городах, например, в Туле или Москве. Студенты часто посещают родной город, находящийся в трёх часах езды на автомобиле от столицы и в целом с привязанностью отзываются об архитектуре, ландшафте, атмосфере. Возможная дискуссия о влиянии городской среды на уровень возвращений в город особенно интересна на фоне выводов о том, что, например, молодежь Арктики равнодушно относится к архитектуре и планировке своего малого города, а на возвращение или отъезд городской вид и атмосфера не влияют вовсе. Тем не менее для участия в данной дискуссии с обратной гипотезой необходимо проведение антропологического исследования, включающего в себя интервью и более детальное исследование отношения горожан к Новомосковску.
Библиография
1. ВЭБ.РФ. Индекс качества жизни. – Текст : электронный. – URL: https://citylifeindex.ru/database (дата обращения: 21.02.2022).
2. Долинская, И. М. Жилмассивы 1920–1930-х годов как феномен процесса социалистической идеализации исторических городов / И. М. Долинская, Д. Ю. Дубовец // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. 2018.
3. Долинская, И. М. Пространственная артикуляция новых городов в советской архитектуре конца 1920–1930-х годов //Architecture and Modern Information Technologies, 2021. № 3 (56).
4. Селиванова, А. Н. Бобрики – Сталиногорск – Новомосковск: модель перехода от концепций соцгорода к сталинскому городу-ансамблю / А. Н. Селиванова // Проект Россия № 48 (2). М., 2008.
5. Селиванова А., Гончарук Д. Путеводитель по неизвестной архитектуре авангарда / А. Селиванова, Д. Гончарук. – Текст : электронный. – URL:https://arzamas.academy/mag/540-avangard (дата обращения: 16.02.2022).
[1] Селиванова А. Н. Бобрики – Сталиногорск – Новомосковск: модель перехода от концепций соцгорода к сталинскому городу-ансамблю // Проект Россия № 48(2). М., 2008.
[2] Долинская И. М. Жилмассивы 1920-1930-х годов как феномен процесса социалистической идеализации исторических городов / И. М. Долинская, Д. Ю. Дубовец // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. 2018. С. 91.
[3] Селиванова А. Н. Указ. соч.
[4] Селиванова А. Путеводитель по неизвестной архитектуре авангарда /А. Селиванова, Д. Гончарук. URL: https://arzamas.academy/mag/540-avangard (дата обращения: 16.02.2022).
[5] Долинская И. М. Пространственная артикуляция новых городов в советской архитектуре конца 1920-1930-х годов //Architecture and Modern Information Technologies, 2021. №. 3 (56). С. 285.
[6] ВЭБ.РФ. Индекс качества жизни. URL:https://citylifeindex.ru/database (дата обращения: 21.02.2022).
[7] См. В Тульской области официально запустили автомобильный завод Haval. URL:https://myslo.ru/news/tula/2019-06-05-v-tul-skoj-oblasti-oficial-no-zapustili-avtomobil-nyj-zavod-ha... (дата обращения: 21.02.2022).
[8] ВЭБ.РФ. Индекс качества жизни. URL:https://citylifeindex.ru/database (дата обращения: 21.02.2022).