Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Новомосковская библиотечная система»
«Новомосковская библиотечная система»
- О МБУК "НБС"
- Библиотеки
- Услуги
- Муниципальные услуги в электронной форме
- Платные услуги
- Бесплатные услуги
- Доступная среда
- Бесплатный WiFi
- Базы данных
- Перечень государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронной форме
- Туристический информационный пункт
- Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
- Пушкинская карта
- Новости
- Онлайн сервисы
- Информационные ресурсы
- Документы
- Независимая оценка
Особенности архитектурного стиля Сталиногорска
Фатина О. В. Особенности архитектурного стиля Сталиногорска – соцгорода довоенного периода // Тульский край: время, события, люди : XIV межмуниципальные краеведческие чтения… Новомосковск, 25–28 октября 2022 года / редакционная коллегия : Змеева С. Г., Пасько С. В., Иванникова Н. В., Польшина А. В. – Тула, 2022. – С. 200-205.
Идея этого доклада возникла в результате изучения федерального проекта по развитию регионального туризма в Российской Федерации, где был сделан акцент на сохранение уникальных памятников истории и культуры, чтобы привлечь инвестиции в регион, а также туристов в различные точки России, которые не пользуются широкой популярностью.
В 2021 году в Санкт-Петербурге был подписан федеральный проект по развитию внутреннего туризма «Большое Золотое кольцо России», который включает в себя девять регионов России, в том числе и Тульскую область. Данный проект должен объединить культурные, образовательные ресурсы регионов, чтобы сформировать комфортную среду для внутреннего туризма и для иностранных туристов. Тульская область представлена многими историческими городами с многовековой историей, но задача проекта состоит в том, чтобы перераспределить турпотоки из регионального центра Тулы в малые города для создания единого туристического пространства.
Город Новомосковск представлен слабо в этом проекте, возможно, считается, что городу чуть более 90 лет и это немного для туристической привлекательности. Но уникальность в этом и состоит, что в 1930-е годы, когда началась история нашего города, это был поиск строительства «идеального социалистического города», модели города-будущего, который стал результатом превращения его из рабочего поселка в социалистический город Бобрики, переименованный в 1933 году в Сталиногорск. Наш город оказался одной из последних грандиозных промышленных строек индустриализации в Советском Союзе.
Каждая историческая эпоха характерна своей архитектурой. В нашем городе есть что посмотреть, что сохранилось до сегодняшнего дня и является визитной карточкой градостроительной концепции соцгорода 1920-1930 годов. Соцгород – наименование для строившихся в 1930-е годы по единому плану жилых массивов. Сам термин вошёл в широкое употребление в 1929 году, в момент начала осуществления первого пятилетнего плана социалистической индустриализации. Сталиногорск – яркий пример советской градостроительной политики в период первых пятилеток и образец типологии массового жилищного строительства соцгородов-новостроек 1920–1930-х годов.
Все начиналось, когда недалеко от Тулы во второй половине 1920-х годов был обнаружен Подмосковный угольный бассейн, и моментально в разных точках возникли промышленные предприятия, при них рабочие поселки, и одновременно шли по всей стране грандиозные промышленные стройки эпохи индустриализации в СССР и активно разрабатывались модели будущего общества. Советский Союз стал крупной экспериментальной площадкой для формирования «нового социалистического общества и человека труда». Жизнь советских трудящихся должна была проходить в новых условиях, которые нашли свое воплощение в концепции социалистического города. Градостроительная концепция соцгорода в России представляет собой реакцию на политические изменения и построение нового общества. За 13 лет – с 1913 года – страна пережила три войны, две революции, на территории бывшей Российской империи появились 43 новых города. Эти новые города являли собой первые итоги индустриализации страны и реализации плана ГОЭЛРО. Главное, что индустриализация со всем большевистским пролетарским размахом будет реализовываться не за счет развития существующих промышленных узлов центральных и западных губерний, а за счет разведки и разработки новых месторождений и открытия производств в непосредственной близости от мест добычи сырья. А это значит, что речь должна была идти о строительстве в тех местах, куда до того «не ступала нога человека» в прямом и буквальном смысле.
Соцгород возник, что называется, с «чистого листа», на неосвоенном пространстве. Архитекторы пытались создать и воплотить в жизнь образ такого города, где комфортно чувствовал бы себя человек того времени, города, который удовлетворял бы всем первоочередным внутренним потребностям человека в государственной идеологии, в исторических реалиях 20-30 годов XX века.
Проекты соцгорода представили архитектурные объединения: Московское архитектурное общество (МАО), Ассоциация революционных урбанистов (АРУ). Перед проектировщиками была поставлена трудная задача – связать в единую систему уже спланированные и отчасти построенные промышленные предприятия города, разбросанные в 17 точках и территории в 14 га: химическая и энергетическая промышленность – север, силикатная и угольная промышленность – юг, угольная и газовая промышленность – восток; выбрать площадку для города, численностью жителей 50 000 человек; необходимостью транспортной связи между производствами – химической, энергетической и горной, обеспечить сеть железных дорог длиной 50 км и шоссейные дороги.
Город Бобрики-Сталиногорск оказался одной из последних грандиозных промышленных строек эпохи советского авангарда. Задумывался он в 1928-1930 годах в русле градостроительных экспериментов, таких, как уже проектировавшиеся или строящиеся на тот момент – Кузнецк, Магнитогорск, Днепрострой и других, но в процессе проектирования и строительства несколько раз был преобразован и изменен постановлениями и архитектурными реформами начала 1930-х годов. Темпы строительства не поспевали за меняющимися архитектурными и социальными идеалами, поэтому в Сталиногорске мы можем видеть «застывший» в кирпиче, шлакобетоне сам процесс этих превращений, следы поиска «идеального соцгорода». Это должен был быть первый в стране индустриальный город-гигант, по сути, новая индустриальная столица Мосбасса.
В реализации плана строительства города принимали участие известные архитекторы – братья А. А. и В. А. Веснины, известные как архитекторы промышленных и фабрично-заводских зданий, мастера конструктивизма[1].
В 1933–1935 годах работа над генпланом города Сталиногорска была передана в ГИПРОГОР[2] (Государственный институт по проектированию городов) и решено было отойти от конструктивизма к характерному сталинскому городу-ансамблю эпохи советского арт-деко (сейчас это называют «неоконструктивизм»). Город с осевыми композициями центра, бульварами, парадными аллеями, интенсивным декором фасадов, монументами, фонтанами на площадях. Именно ГИПРОГОРом был сделан проект планировки и застройки центральной части города в стиле неоконструктивизма (башенки, обелиски, триумфальные арки, мемориальные колонны, скульптура, памятники – ленинский план монументальной пропаганды). На центральной площади, на пересечении улиц Московская и Комсомольская, особое внимание было уделено памятникам «соцгорода» – В. И. Ленину и И. В. Сталину. На главной площади города, которую в 1930-1940-е годы иногда называли площадью горсовета (позднее – Советская) стоял монумент вождю – И. В. Сталину, обращенный на север – в сторону мест угледобычи, а справа от памятника прекрасно вписан в композицию площади круглый ризалит здания горсовета, в котором после войны и строительства рядом нового здания городской администрации располагался Подмосковный научно-исследовательский угольный институт (ПНИУИ).
Из всех социально значимых объектов генплана, сделанных между 1933 и 1935 годами архитекторами ГИПРОГОРа, на своем месте остался только Радио-дом – в тот момент самое высокое здание в городе, получивший из-за установленной на крыше радиомачты название «дом под вышкой». Этот дом – одна из сохранившихся сегодня значимых вертикальных доминант центральной части Сталиногорска предвоенных лет.
Также интересно обратить внимание на городскую скульптуру 1930-х годов, проектировавшуюся вместе с окружающей ее застройкой, как неотъемлемая часть города-ансамбля. В формировании городских перспектив Сталиногорска скульптуры играли строго отведенную им роль.
Самые яркие примеры тому – гипсовые скульптуры на главной аллее Сталиногорского парка культуры и отдыха. В сквере Заводского района Сталиногорска выделялась гигантская фигура рабочего со знаменем, созданная московскими скульпторами Т. Т. Кудряшевым и Н. Горбуновым.
Это была едва ли не последняя в истории советской архитектуры отчаянная попытка спроектировать и построить конструктивистский город. Сталиногорск стал экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались композиционные приемы создания сталинского города 1935 года.
Туристический потенциал у нашего города есть, историческое наследие осталось, но оно требует привлечения внимания к уникальному объекту архитектурного наследия 20–30 годов XX века, в перспективе включить его в Перечень памятников федерального значения, в целях сохранения, реконструкции и дальнейшего использования объектов истории и культуры. При правильной организации работы на основе принципов устойчивого туризма, это может стать важным источником доходов и принести выгоду и объекту, и местной экономике. Только совместными усилиями граждан, краеведов и государства удастся сохранить архитектурное наследие прошлых лет, в память о строителях города Сталиногорска.
Библиография
1. Долинская, И. М. Пространственная артикуляция новых городов в советской архитектуре конца 1920 – нач. 1930 гг. / И. М. Долинская. – Текст : электронный // Архитектура и современные информационные технологии – 2021. – № 3(56) – URL: marhi.ru/prostranstvennaya-artikulyatsiya-novyh-gorodov-v-sovetskoy-arhitekture-kontsa-1920-h-1930-h-godov.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
2. Галактионов, А. А. Проект застройки Сталиногорска / А. А. Галактионов. – Текст : электронный / Советская архитектура. – 1935. – № 4. – С. 69–73. – URL: http://books.totalarch.com/magazines/soviet_architecture/1932_04 (дата обращения: 17.10.2022).
3. Кузнецов, А. И. Социалистический город Бобриковского комбината / А. И. Кузнецов, А. Н. Корноухов. – Текст : электронный // Советская архитектура. – 1934. – № 4. – С. 20–31. – URL: http://science.totalarch.com/magazine/sa/soviet_architecture_1932-04.pdf (дата обращения: 12.10.2022).
4. Селиванова, А. Н. Бобрики-Сталиногорск-Новомосковск. Часть 4. Проект Д. Соболева «Город-пирамида» / А. Н. Селиванова. – Текст : электронный. – URL: https://stalinogorsk.ru/selivanova_proekt_d_soboleva_gorod_piramida (дата обращения: 15.10.2022).
5. Скворцов, Н. М. О проектах планировки Бобриковского соцгорода / Н. М. Скворцов. – Текст : электронный // Советская архитектура. – 1932. – № 8. – С. 8–17. – URL: http://books.totalarch.com/magazines/soviet_architecture/1932_04 (дата обращения: 12.10.2022).
Использованы материалы из фондов Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина.
[1] Конструктивизм (от лат. Constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре 20-х – начала 30-х гг.
[2] Создан октябре-ноябре 1930 года на базе Бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР для проектирования генеральных планов городов и рабочих посёлков, разработки проектной документации для новостроек первых пятилеток. Первоначальное название – Государственный трест по планировке населённых мест и гражданскому проектированию НКВД РСФСР (Гипрогор).