Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Храм Спаса Всемилостивого в с. Спасском
Возврат в раздел


Храм Спаса Всемилостивого. Село Спасское

В давние времена, а история села и храма в архивных документах прослеживается со второй половины XVIII в., церковь в Спасском была деревянной. Строилась она одновременно с селом, которое решили основать у Ивановского тракта, проложенного к селу Иван-Озеро. Там Пётр I воплощал свой замысел по строительству Ивановского канала. По ревизским сказкам 1763 г. известно, что в те времена владелицей Спасского была вдова статского советника Анна Семёновна Дашкова. К концу XVIII в. храм в селе так обветшал, что службы в нём из-за опасности обрушения были прекращены.
С 1800 г. село принадлежало действительному статскому советнику Сергею Михайловичу Власову, и решить вопрос о новом храме было под силу только ему. Испрашивая благословения у епископа Коломенского и Тульского Мефодия на создание храма, помещик пишет: «Имею желание в означенной вотчине моей селе Спасском вместо деревянной построить каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса с приделом во имя Александра Свирского, к чему уже немалое число приуготовлено и материалов точию (только – совр.) без благословения Вашего Преосвященства приступить к сему не смею».
13 октября 1800 г. было совершено освящение места, на котором сейчас стоит храм. Об этом событии тульский протоиерей Кир Никитин докладывает в своём отчёте, а храмозданную грамоту оставили временно на хранение в старой деревянной церкви.
Строительство длилось долгих 13 лет…
Сооружали храм из известкового плитняка, который ломали тут же, а вот красный кирпич доставляли из самой Москвы по тому же Ивановскому тракту.
Вероятно, строить начали с западной, трапезной, части, где расположен главный вход в храм, под колокольней. Богослужения совершались с 1804 г. после освящения придела преподобного Александра Свирского в продолжение всего времени строительства. Главный престол храма был освящён 1(14) августа 1813 г. в праздник Происхождения Честных Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня, этот день известен как Медовый Спас, поэтому он стал престольным для прихожан Свято-Спасской церкви.
Храм построили в стиле раннего классицизма, характерного для начала XIX в., но историки отмечают, что зодчие намеренно смягчили строгость, присущую этому стилю, чтобы здание гармонировало со среднерусским пейзажем. Храм воздвигли на пригорке, с тем расчётом, чтобы виден он был из любой точки большого села.
После смерти храмостроителя С. М. Власова в 1815 г. его сын, А. С. Власов, расстроивший свои финансовые дела из-за увлечения коллекционированием предметов искусства, был вынужден распродать своё недвижимое имущество, в том числе и Спасское.
Владелицей села в конце 20-х годов XIX в. становится княгиня Александра Ивановна Багратион, жена К. А. Багратиона, родного дяди полководца Отечественной войны 1812 года генерала П. И. Багратиона. В народном сознании эти факты трансформировались в красивую, но абсолютно фантастическую легенду о том, что, дескать, храм был построен женой полководца в память о муже. Другую легенду краевед М. Бороздинский приводит в своей статье «Село Спасское»: «… старожилы села рассказывают, что храм был построен матерью генерала Багратиона, который якобы утонул в половодье в речке Ольховце. При этом многие отождествляют этого якобы утонувшего генерала с героем войны 1812 г., генералом от инфантерии Петром Ивановичем Багратионом». Увы, победитель Наполеона к Спасскому храму не имеет никакого отношения.
А. И. Багратион устроила в храме ещё один придел – в честь Димитрия Ростовского, который был освящён в 1831 г. На пожертвования княгини в 1834 г. купол и стены храма были расписаны приглашёнными изографами. Судя по небольшим фрагментам, ещё сохранившимся в начале 70-х годов ХХ в., можно предположить, что это были московские художники, прошедшие академическую школу. В Ризничей описи 1856 г. значатся и другие значительные вклады княгини в Спасский храм, в числе которых драгоценная дарохранительница главного престола храма, покровцы бархатные пунцового цвета с золотыми цветами, ценные бумаги. Необходимо особо упомянуть основанную княгиней Багратион при Спасском храме богадельню для пожилых женщин.
В 1853 г. княгиня А. И. Багратион скончалась, и во владение селом Спасским вступила её дочь Анна Кирилловна Багратион, по мужу – Годейн. Продолжая дело своей матери, она также заботилась о Спасском храме. В Ризничей описи 1856 г. значится и её, по-княжески ценный вклад: «Гроб Господень и плащаница на полотне, с ризою серебряной, сделанной Генеральшой Анной Кирилловной Годейн в 1856 г». В 1875 г. княгиня А. К. Годейн скончалась.
Вступившая в права владения младшая дочь А. К. Годейн – Елизавета Николаевна принимает иноческий постриг в 1878 г.
Можно предположить, что именно в это время и произошла продажа спасских земель следующему землевладельцу – московскому мещанину Максиму Яковлевичу Александрову, потомки которого являлись владельцами Спасского вплоть до революции 1917 г. История жизни М. Я. Александрова похожа на сюжет романа: он был крепостным, и отправили его в Москву на заработки. В столице не гнушался никакой работой, устроился подмастерьем на кожевенный завод, стал расти по службе. Владелец фабрики заприметил толкового парня и женил его на своей дочери. Сыновья М. Я. Александрова Ефим и Владимир в конце XIX – начале XX вв. были активными попечителями прихода в Спасском.
Зажиточные селяне, многие из которых имели лавки в Туле, Венёве, Епифани и даже Москве, также выступали крупными жертвователями Спасского храма. Архивное дело 1889 г. о пожертвовании крестьянином С. И. Курносовым в Спасскую церковь колокола весом в 120 пудов и ценой 2152 рубля и 70 коп. серебром, – пожалуй, самый яркий из дошедших до нас примеров.
Ранее приход собирал средства на отлитие меньшего колокола в 60 пудов. Благочинный священник Иоанн Миловидов рапортует Преосвященному Никандру, епископу Тульскому и Белевскому: «1865 года июня 5 дня, села Спасского священник Иосиф Глаголев письменно объяснил мне, что некто из прихожан неизвестный пожертвовал в Спасскую церковь 300 рублей серебром, на слитие по предположению оной церкви большого колокола весом в 60 пудов… и означенная сумма, по желанию неизвестного жертвователя, отправлена священником Иосифом Глаголевым для приращения процентами в Скопинский Банк, впредь до восполнения посильными пожертвованиями прихожан села Спасского суммы по сборам их, достаточной для слития колокола в вышеуказанный вес».
Все жители Спасского, и люди простого звания, и дворяне, вносили свою лепту в обустройство храма, поэтому неудивительно, что по внутреннему убранству он был одним из богатейших в округе.
Священники заботились не только о духовном окормлении, но и о просвещении народа. В клировых ведомостях Венёва и Венёвского уезда за 1897 г. говорится, что первым школу грамоты открыл в селе Спасском священник Николай Сергиевский 28 октября 1893 г.; в этой школе он был законоучителем, а в первый год ещё и учителем.
В августе 1913 г. в Спасском торжественно отметили столетие храма, на котором присутствовали уроженцы села, добившиеся больших успехов в самых разных сферах: священнослужители, купцы, представители казачества. Самое деятельное участие в подготовке юбилея храма принимал В. М. Александров, староста храма с 1907 г. по 1917 г. С тех времён сохранилась фотография, которую передали в Новомосковский историко-художественный музей потомки Александровых.
После революции храм разделил судьбу тысяч русских церквей: с большой долей вероятности можно сказать, что он был закрыт в 1929–1930 гг. Церковное имущество растащили, в самом же храме устроили кузню, потом моторно-тракторную станцию. Долгое время храм был складом – в нём хранили колхозные удобрения.
Досталось храму и во время Великой Отечественной войны. Рассказывают, что немцы, войдя в село, установили на колокольне крупнокалиберный пулемёт, и, чтобы подавить эту огневую точку, при освобождении села по колокольне прямой наводкой били советские пушки. Практически уничтожены были купол, трапезная, скорее всего, тогда же обрушилась крыша. Раны от пуль и снарядов храм «залечит» ещё очень нескоро.
После войны храм 30 лет стоял заброшенным и потихоньку обваливался. Дошло до того, что колхозное начальство вознамерилось снести руины, дабы не подвергать опасности местную ребятню, которая, конечно, бегала сюда искать что-нибудь старинное. Но в 1969 г. Тульским облисполкомом было принято решение не только сохранить храм, но и присвоить ему статус памятника архитектуры XIX в.
Статус присвоили, но средств на реставрацию не было. И тогда руководство племзавода-колхоза им. Ленина, председателем которого был известный всей стране В. А. Стародубцев, в 1976 г. предложило восстановить храм на колхозные средства. Уже весной этого года производственная группа по охране памятников истории и культуры Тульского облисполкома под руководством Галины Михайловны Чоговадзе приступила к реставрации. Непосредственно строительными работами занимались бригады Ю. Д. Кудинова и М. В. Галкина, а общий контроль осуществлял ведущий архитектор объекта Б. П. Иванов.
С особым желанием трудились и местные умельцы. Например, кузнец Владимир Ильич Юркин и сварщик Николай Владимирович Моисейчик сделали ажурные трёхметровые кресты, используя в качестве образцов фрагменты проржавевших купольных крестов. Спасские мастера и сусальным золотом их покрывали. Устанавливали кресты монтажники-высотники с использованием двух вертолётов. Через год реставрационных работ храм преобразился.
В справке, выданной исполнительным комитетом Новомосковского горсовета народных депутатов от 15.05.1989 № 257, указывается значительная по советским временам сумма затрат на реставрацию:
«Здание церкви функционировало по своему прямому назначению до 1929 года… В 1979 году племзаводом-колхозом им. Ленина проведена реконструкция здания с целью создания в нём музея. Затраты хозяйства на реконструкцию составили свыше 130 тысяч рублей, это позволило поставить на баланс колхоза восстановленное здание».
Здание храма с колокольней было восстановлено как исторический памятник архи­тектуры регионального значения. Церковная деятельность тогда ещё была невозможна, поэтому после реставрации в здании храма располагался музей села, и только 28 ноября 1991 г. решением Новомосковского городского совета № 13-1117 храм был передан Тульской епархии.
15 февраля 1992 г., на Сретение Господне, в Спасском храме впервые за много лет была совершена Божественная литургия. Первый настоятель, архимандрит Лавр, говорил: «Тогда во всём Новомосковском районе, да и всей дальней округе – это был единственный восстановленный храм в своей былой красоте…».
Конечно, первое время не хватало утвари, богослужебных книг, иконостас был временный, но главное – службы начались! В храм начали стекаться верующие из Спасского, Сокольников и окрестных деревень.
С сентября 2007 г. настоятелем храма Спаса Всемилостивого стал священник Николай Пицин, который взял на себя труд собрать разрозненные страницы истории храма воедино. После долгой кропотливой работы в архиве Тульской области, изучения разнообразных материалов, он написал книгу «Двести лет пред Оком Божиим», изданную в 2014 г. Это событие стало продолжением торжеств, главное событие которых пришлось на 14 августа 2013 г., когда в престольный праздник храм Спаса Всемилостивого отметил свой двухсотлетний юбилей. В этот же день состоялось открытие памятника на могиле современного храмостроителя В. А. Стародубцева.
Больше двухсот лет стоит пред оком Божиим Спасский храм, двести лет он вместе с русским народом – во всех его радостях и во всех скорбях. Храм пережил Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, разруху и коллективизацию, Великую Отечественную войну, запустение и, наконец, возрождение… Пожелаем же Спасскому храму: «Многая лета»!
Библиография
Храм Спаса Всемилостивого. Село Спасское // Обретение веры : храмы и святыни земли новомосковской / Ответственный за выпуск А. Н. Соколова ; редакционная коллегия : В. П. Дворецкий, И. В. Каретников, С. В. Пасько. – Тула, 2022. – С. 70-83 : ил., фото.

Возврат в раздел