Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Выставка «История развития носителей информации: изменение и многообразие»

23.05.2017

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И. А. Бунин

Выставка «История развития носителей информации: изменение и многообразие» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры, отмечаемому в память Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Когда вы держите в руках какую-нибудь книгу — задачник по математике или сборник волшебных сказок, вам, возможно, и в голову не приходит мысль о том, что было до книг, на чем писали наши далекие предки до изобретения книг, как передавали информацию друг другу в разные времена истории человечества. Книги имеют длинную историю, и интересно посмотреть, какой путь они прошли и как трансформировались в современном мире.

Для того чтобы разобраться во всем этом, надо определиться с термином носитель информации. Носи́тель информа́ции (информацио́нный носи́тель) — любой материальный объект, используемый человеком, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую на него информацию.

Необходимость обмена информацией, сохранения свидетельств о своей жизни существовала у человека всегда. За всю историю человечества было перепробовано множество носителей информации. Так как носитель обладает рядом параметров, эволюция носителя информации определялась тем, какие требования к нему предъявлялись.

В незапамятные времена, накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. История возникновения письменности уходит вглубь веков.

Древние люди не умели ни читать, ни писать, все законы, верования, предания старины хранились в памяти людей. Дед рассказывал своему внуку, а тот своим детям. Некоторые эпизоды из преданий забывали, добавляли новые героические подвиги, приписывая их герою, который никогда их не совершал. Так возникли сказки, легенды.

Люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Однако угольные, глиняные, меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информации первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Хотя камень повысил сохранность информации, скорость её записи и передача оставляли желать лучшего. Человек начал использовать для записи глину, которая имела свойства камня (сохранность информации), а её пластичность, удобство записи позволяли повысить эффективность записи.

Возможность эффективной записи способствует появлению письменности. Более пяти тысяч лет назад в Шумере, на территории современного Ирака, появляется письменность на глине: уже не рисунки, а похожие на буквы значки и пиктограммы. Шумеры выдавливали знаки на табличках из сырой глины заострённой «клином» - тростниковой палочкой. Отсюда и название — клинопись. В ящиках «папках» хранились большие документы из десятков глиняных «страниц».

Глина была тяжела для больших текстов, потребность в которых возрастала. Поэтому на смену ей должен был прийти другой носитель. В начале третьего тысячелетия до н. э. в Египте появляется новый носитель, обладающий улучшенными параметрами по сравнению с глиняными табличками. Там научились делать почти настоящую бумагу из папируса (высокого травянистого растения). Недостатком данного носителя являлось то, что со временем он темнел и ломался. Дополнительным недостатком стало то, что египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу.

Несовершенство таких носителей информации как глина, папирус, воск стимулировали поиск новых материалов. Жители греческого города Пергам во II веке до н. э. начали производство пергамента, материала для письма из недублёной сыромятной кожи животных. Достоинства нового носителя — высокая надёжность хранения информации: прочность, долговечность, пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался, не ломался. Его использовали вплоть до изобретения бумаги.

Бумага была изобретена в Китае в конце первого или начале второго века нашей эры. Изобретение бумаги в Китае дало новый толчок развитию человечества, а благодарить за появление столь необходимого сегодня материала мы должны древнего изобретателя Цай Луня. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору».

Широкое распространение бумага получила благодаря арабам только в 8-9 веках. Сначала книги писали от руки, это были так называемые рукописные книги. Листы книг украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, жемчуга, золотые и серебряные застежки. Затем было изобретено книгопечатание.

Надо сказать, что книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным в 581 году н. э., а по другим источникам — между 936 и 993 годами. История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге. В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Первопечатные книги (инкунабулы) сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они сходны с рукописными книгами, как в шрифте, так и по своей внешности. Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.

Интересна эволюция носителей информации на Руси. До появления первой печатной книги в 16 веке, книги, как и во всем остальном мире, были рукописными. В Древней Руси рукописные книги изготовлялись, в основном, в монастырях. Первой печатной книгой Московского государства считается отпечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем «Апостол» 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москве отнесено к 1553 году.

Одним из носителей информации на Руси были берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей. Интересна история берестяных грамот, используемых на территории России для письма в IX-XV веках. Берестяные грамоты использовались в Новгороде и были открыты учеными в 1951 году. Кроме Новгорода, письма на бересте обнаружены при раскопках Старой Руссы, Торжка, Смоленска, Пскова, Твери, Москвы и других городах. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента — стилоса, изготовленного из железа, бронзы или кости.

С дальнейшим развитием цивилизации изменялись и носители информации. Фотография и кино появились в 19 веке, магнитофон и телевидение в 30-е годы 20 века, видеомагнитофон в 50-е годы. Первая ЭВМ  в 1946 году. Помимо традиционных носителей информации, в современном мире существуют видео-, аудиовизуальные и электронные носители, среди которых перфокарты и перфоленты, магнитная лента, гибкие магнитные диски, флеш-память, оптические диски. Электронные носители имеют значительные преимущества перед бумажными: по объёму хранимой информации; по удельной стоимости хранения; по экономичности и оперативности предоставления актуальной информации; по возможности предоставления информации в виде, удобном потребителю. Недостатки: низкое разрешение экрана, в некоторых случаях; хрупкость устройств считывания; зависимость от источников электропитания; необходимость наличия устройства считывания записи для каждого типа и формата носителя.

В настоящее время электронные носители вытесняют бумажные во всех отраслях жизни. Тогда возникает вопрос — а как же книга?

На протяжении многих веков книга является основным носителем знаний, представляет накопленную информацию, достижения духовной культуры. Книга – важный компонент мировой культуры. Ведь именно с помощью книг мы познаём мир. «Любите книгу - источник знаний», – сказал один из наших классиков. С этим трудно не согласиться, потому что в течение ряда веков именно книга была самым распространенным, точным и удобным способом передачи информации, знаний от одного поколения к другому. Несомненно, что именно благодаря книгам были совершены все великие открытия, в том числе и создание компьютера. Но именно компьютер оттесняет сегодня книгу, захватывает первенство.

Не многие из нас сегодня обращают внимание на то, откуда мы получаем информацию. В современном мире, где много новых технологий, очень трудно сориентироваться самостоятельно. Поэтому мы, конечно же, в первую очередь, прибегаем к Интернету. Всемирная паутина – это самый быстрый способ найти новейшую информацию о чем-либо и мгновенно. Но возникает вопрос: а полная ли такая информация, а достоверная ли?

Другое дело – книги. Это более долгий метод поиска информации, зато намного полнее и грамотнее. Вероятность встретить орфографическую или стилистическую ошибку более низкая. Интернет – действительно мощное орудие поиска нового, популярного, востребованного. Книга же всегда остается классическим примером для работы ума, расслабления психики и просто для душевного удовольствия.

Одной из жемчужин экспозиции является факсимильное издание Остроми́рова Ева́нгелия: Л.: Аврора, 1988, преподнесенное в дар библиотеке архимандритом Лавром, Благочинным церквей по Новомосковскому округу, игуменом Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковска.

«Остроми́рово Ева́нгелие» — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная дьяконом Григорием в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича в середине XI века. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке. Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества.

. «Остромирово Евангелие» — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси.

В заключении хотелось бы привести высказывание Патриарха Кирилла о преимуществе книги перед другими носителями информации: «Сегодня, кроме книги, существуют и другие носители информации — телевидение, Интернет, видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен — вам всё показывают на экране. Но читая художественное произведение, вы должны в своём сознании сами создать образы: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут… Нет никакого экрана, нет никакого видео — всё это должно возникнуть в нашем сознании. Если мы перестаём читать книги, если мы только смотрим кино, видео, интернет-ресурсы, то у нас исчезает навык создавать художественные образы в своём сознании. А это очень опасно — творческие способности человека ослабевают, он становится более зависим от внешних носителей информации… КНИГА — ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ, И ЕСЛИ ПЕРЕД НАМИ ДОБРАЯ КНИГА, ОНА ПОМОГАЕТ НАМ СТАТЬ ДОБРЫМИ».






Возврат к списку