Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Лесков: жизнь известная, неизвестная, загадочная: к 185-летию со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895)

15.02.2016


«Думаю и верю, что «весь я не умру. Но 

какая-то духовная постать уйдёт из тела 

и будет продолжать вечную жизнь».

Н. С. Лесков

 

Николай Семёнович Лесков – писатель самобытный и мудрый, неукротимый и яркий, – прожил жизнь, полную «всяческих терзательств»: тревог, борьбы, изнурительного труда, духовных исканий и обретений, направленных на то, чтобы пробудить в людях «искру разумения о смысле жизни». Он родился в 1831 г. в имении Горохово Орловской губернии, где и прошло его ранее детство. Дед будущего писателя был священником; отец также учился в семинарии, однако впоследствии избрал судейскую карьеру. Знание быта и нравов и крестьянства, и духовенства нашло отражение в его творчестве. Несколько лет будущий писатель проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату. Киев пришелся по душе молодому человеку, и он задержался в городе на 8 лет. Здесь он обзавелся довольно большим и пестрым кругом знакомств. По службе он общался с чиновничьим миром и разными слоями народа, был вхож как племянник известного профессора и в высшие круги киевской интеллигенции, время от времени посещал лекции в университете, дружил со студентами. Как отмечали современники, знавшие Лескова, он всегда отличался тяжелым нравом. Деспотичный, мнительный до маниакальности, вспыльчивый и гневливый, в теории строгий морализатор, а в реальности далеко не пуританин, он с удивительной последовательностью наживал себе врагов.

Переехав в Петербург, Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела»: его статьи и очерки были сразу замечены. Вообще случай Николая Лескова в русской словесности редчайший – в большую литературу он, можно сказать, оказался втянутым случайно и в довольно позднем возрасте – после тридцати лет. Первые его шаги в литератруе начались с грандиозного скандала, отзвуки которого сопровождали всю его и творческую, и личную жизнь. В 1864 г. в журнале «Библиотека для чтения» под псевдонимом М. Стебницкого он опубликовал свой первый роман «Некуда». В замысел писателя входило намерение часть изображаемых им «нигилистов» показать как людей субъективно честных и искренне озабоченных судьбами народа, но заблуждающихся в вопросе о ходе исторического развития страны. Современники же увидели в романе «злонамеренно искаженные портреты ряда реальных лиц из передового лагеря. Также в этом романе отразилась и семейная история Лескова. Сам о себе он не раз говорил «Я выдумываю тяжело и трудно... У меня есть наблюдательность, но мало фантазии». Это свойство его таланта сказалось в образах романа, написанного к тому же спешно и еще неокрепшей писательской рукой. В жене главного героя доктора Розанова без труда можно было узнать жену писателя Ольгу Васильевну, дочь богатого киевского домовладельца, на которой Лесков женился еще в 22 года. В пору создания романа брак их терпел крушение и опостылевшая жена, само собой, была выведена «дьяволицей во плоти», чего не заметить она не могла. Именно этот первый, в политическом отношении радикальный, дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Из-за чего много лет он был вынужден публиковаться за сущие гроши во второстепенных газетах и журналах. Помимо злополучного романа, Лесков начинал такими яркими произведениями, как «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Овцебык», «Житие одной бабы». Именно в этих первых повестях и проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого он впоследствии стал считаться.

У лесковских рассказчиков яркость метафор, напевность, фольклорные «оглядки», напряженная психологичность

 

Иллюстрация к повести 

Н. Лескова 

"Запечатленный ангел"

Л. Киприч.

речи делают язык произведения очень поэтичным и личностным. Обратите внимание, как в «Запечатленном ангеле» рассказчик изъясняет преимущества «настоящей чисто русской женской породы» перед новомодной «змиевидностью». «...у наших носики не горбылем, а все будто пипочкой, но этакая пипочка, она, как вам угодно, в семейном быту гораздо благоуветливее, чем сухой, гордый нос. А особливо бровь, бровь в лице вид открывает, и потому надо, чтобы бровочки у женщины не супились, а были пооткрытнее, дужкою, ибо к таковой женщине и заговорить человеку повадливее, и совсем она иное на всякого, к дому располагающее впечатление имеет. Но нынешний вкус, разумеется, от этого доброго типа отстал и одобряет в женском поле воздушную эфемерность, но только это совершенно напрасно». Поэма! К слову сказать, лесковские произведения населены весьма колоритными женщинами из разных сословий: крестьянками, купчихами, мещанками, интеллигентками, но, как правило, все их судьбы трагичны.

Увы, каждое новое произведение попадало под прицельный огонь газетно-журнальных полемистов. Зачем в «Запечатленном ангеле» раскольники признают превосходство господствующей церкви – это неправдоподобно и слишком законопослушно; почему Левша, попав в Англию, был там оценен как гениальный мастер и мог бы преуспевать, а вернувшись на родину, погибает – это клевета на Россию... Несмотря на склонность Лескова как художника к каламбурам, анекдотам, иронии, он выслушал немало упреков в мрачном отражении жизни. Формальные причины для этого были – почти все его сюжеты с драматическими или трагическими финалами. В 1890-х гг. рассказы и повести Лескова в последние годы его жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить». Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом. При его жизни ни одно крупное позднее произведение не было опубликовано полностью. Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1895 г. в Петербурге от очередного приступа астмы. Незадолго до смерти, в 1889—1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (позже переизданное А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). После революции 1917 г. Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы за редкими исключениями были практически преданы забвению. И лишь во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели, наконец, получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова – в 1956–1958 гг. было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не было полным: по идеологическим причинам (отсутствовал роман «На ножах», а публицистика и письма были в очень ограниченном объёме).

В нашей библиотеке вы можете найти любое произведение великого писателя, а также разнообразную литературу о его жизни и творчестве. Но мы предлагаем вам обратить внимание на два издания середины XX в., находящиеся в фонде Сектора по работе с книжными памятниками, изданные до хрущевской оттепели:

Лесков, Н. С. Избранные сочинения / Н. С. Лесков ; вступ. ст. Б. М. Другова ; очерк «Жизнь Николая Лескова», ред. текста и коммент А. Н. Лескова. – М. : ОГИЗ, Гослитиздат, 1946. – XXXIX, [1], 461, [3] с., [5] л. ил.

Лесков, Н. С. Леди Макбет Мценского уезда : очерк / Н. С. Лесков. – М. : Гослитиздат, 1954.  47, [1] с.

                  

Переплет и иллюстрации к «Избранным сочинениям» (1946) и обложка к «Леди Макбет Мценского уезда» (1954)

Электронные ресурсы:

1)      Новикова-Строганова, А. Литературная карта России : Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя : (к 40-летию открытия музея) / А. Новикова-Строганова. – URL : http://olrs-glagol.ru/4377/literaturnaya-karta-rossii-dom-muzej-n-s-leskova-na-rodine-pisatelya/ (дата обращения 27.01.2016).

2)      Биографии. История жизни великих людей : Лесков Николай Семенович, 16 февраля 1831 года – 5 марта 1895 года : история жизни : биография. – URL : http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=498&op=bio (дата обращения 27.01.2016).

3)      Лесков, Николай Семёнович. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki.... (дата обращения 27.01.2016).



Возврат к списку