Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Виртуальная экскурсия «Под сенью старых храмов»

12.02.2016

Виртуальная экскурсия «Под сенью старых храмов»

Каждый регион нашей необъятной Родины может гордиться шедеврами архитектурного зодчества. Начать знакомство с храмовой архитектурой мы решили со столицы нашей Родины – Москвы. Наша виртуальная экскурсия предлагает окинуть единым – увы, лишь мимолётным – взглядом несколько эпох русской истории, несколько важных этапов в развитии церковного зодчества.


Подпись: Замоскворечье










                    Замоскворечье

Но мы не будем вспоминать и без того известные с детства по картинкам в учебниках церкви и монастыри. Мы предлагаем вам увлекательное виртуальное путешествие в старое доброе Замоскворечье, которое испокон веков славится своими храмами. Патриархальный купеческий мир немыслим без церквей и храмов. Прогулка по церквям этого района может быть и правда очень увлекательной. Свое прозвание «златоглавая» Москва получила во многом благодаря огромному числу церквей в Замоскворечье. К сожалению, в годы советской власти в этом районе было разрушено больше двадцати церквей. Но и сейчас в воскресный день по Замоскворечье можно услышать, как, не умолкая, гудят колокола замоскворецких храмов и поют свои звонкие молитвы. Все церкви как на подбор! И древние посадские, построенные по типу «корабля», и величественные времени Екатерины II, и выстроенные в послепожарный период. Русское узорочье, классицизм, ампир, барокко – на любой и самый взыскательный вкус!  Замоскворечье ранее называлось просто Заречье, потому что эта местность находится за Москвой-рекой. Город разрастался за счет присоединения так называемых московских слобод. В этой местности сначала селились ремесленники, а затем уже купцы среднего достатка, духовенство. Именно они-то и определяли здешнюю атмосферу, которую великий писатель Островский, уроженец Замоскворечья, описывал, как необыкновенное особое измерение. Как провинцию в центре Москвы.

Этот район не так сильно пострадал в разрушительные эпохи. Тут почти все храмы сохранились, собственно, они-то и представляют лицо Замоскворечья. Потому что купцы считали честью для себя участвовать в финансировании строительства храмов и церквей. В то время было принято строить храмы в каждой слободе. И чем богаче была слобода, тем краше были церкви и храмы, возводимые в этих поселениях. Большая Ордынка - одна из центральных и древнейших улиц нашей столицы. Трудно сказать, какая другая московская улица пережила столько исторических событий! Ордынка помнит топот коня крымского хана Девлет-Гирея  в XVI веке, звуки скрещенного оружия ополченцев и интервентов в Польско-литовской войне в XVII веке, пекло наполеоновского пожара XIX века и обстрел Кремля в 1917 году. Здесь мы увидим Храм Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. На месте нынешнего храма еще в XVI веке стоял деревянный храм, построенный, вероятно, одновременно с учреждением тут стрелецкой слободы. В царствование Алексея Михайловича  располагавшийся тут стрелецкий полк Философова был отправлен на служение в Киев, и во второй половине XVII века их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова, от имени которого, впоследствии, произошли названия сначала местности (Пыжи), а затем и этого храма. Общая композиция этого белоснежного храма характерна для посадских церквей того времени. Храм Николая в Пыжах образец архитектурного стиля русское узорочье. Если свернуть в Большой Толмачевсакий переулок, мы увидим замечательный Храм Святителя Николая в Толмачах. Храм построен в архитектурном стиле классицизм. Этому стилю присущи четкие строгие формы, колонны на фасадах зданий. Особенно красива колокольня храма, венчаемая купольной ротондой. Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа. А мы с вами двигаемся дальше и вскоре посетим Кадашевскую слободу. Это была одной из самых богатых слобод в Москве. Она располагалась напротив царской резиденции московского Кремля. Пройдемся немного и выйдем на 1-й Кадашевский переулок. И вскоре нам открывается панорама замечательного Храма Воскресения Христова в Кадашах. Первые упоминания об этом храме относятся еще к

XV веку. Храм Воскресения в Кадашах был «соборным» Подпись: Солнечные часы храма храмом Замоскворечья. Он определял главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого, через церковь Воскресения Христова в Кадашах, к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Изначально по обеим сторонам колокольни были построены трехмаршевые лестницы, в первой половине XIX века они были разобраны и на их месте южной стороны четверика храма сохранилась любопытная деталь – солнечные часы. В Кадашевском переулке мы  видим  Церковь Божией Матери всех скорбящих Радость. Первые упоминания об этом  храме, ранее известном как церковь  прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах», относятся еще к XVI в. В XVII в. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся не только простыми прихожанами, но и особами царствующего дома. Деньги на обустройство этой церкви жертвовали многие купцы. Прямо напротив церкви стоял дом богатого замосквореченского купца Долгова. В 1783 году Долгов передал значительную сумму на перестройку храма, заказав выполнение работы своему родственнику. Родственником Долгова был знаменитый архитектор Василий Баженов, - купец приходился ему тестем. Новые сооружения были построены в стиле классицизма. В отличие от привычных колоколен стиля узорочья - в виде ёлочек, трехъярусная колокольня этого храма имела оригинальный вид, нетрадиционный для подобных построек того времени.  Внутри храма по кругу расположены 12 колонн, на которые опирается небольшой барабан с полусферическим куполом и шаровидной главой. Характерной особенностью новой планировки является расположение подсвечников – они находятся наверху, и чтобы поставить свечу, нужно подняться по переносной деревянной лестнице. Этот храм очень не типичен для московской архитектуры, многие люди восхищались и восхищаются этим удивительно новым для того времени и свежим взглядом Бове на русский классицизм, но были и такие, кто его не поняли, обвиняли в западничестве, и даже предательстве русских традиций, потому что на Руси так храмы не строили. Но на этом наша прогулка еще не закончена. Минуя метро, мы пройдем чуть дальше к Храму священномученика Климента Папы Римского. Этот храм по праву считается жемчужиной Замоскворечья, построенной в стиле дворцового барокко. Так строили в Петербурге и в Италии, а в Москве практически не найти таких церквей. Храм посвящен священномученику Клименту папе Римскому. Это был самый лучший и близкий ученик апостола Петра. Его почитают и православные и католики, потому что он жил во времена задолго до раскола этих направлений в христианстве. Он пришел в наши земли нести христианскую веру, обращать язычников в христианство. Ему принято молиться о воссоединении семей, о благополучии детей, о поисках пропавших. Этому храму как будто тесновато в этом небольшом переулке, но, тем не менее, он дал название этому переулку, Клементовский. Случилось так, что именно этот храм стал символом "крепкостоятельства" и мужества православных воинов при освобождении столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского. В том виде, каким мы видим храм сейчас, был построен в XVIII веке на деньги купца Матвеева. В Советское время здание храма использовала в своих нуждах Российская Государственная библиотека. После того, как в 2008 г. Российская Государственная библиотека наконец-то освободила храмовое помещение, в "памятнике архитектуры высшей категории" - церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, началась долгожданная полномасштабная реставрация. Сейчас Храм передан РПЦ, здесь регулярно совершаются богослужения.

Итак, дорогие друзья, патриархальный купеческий мир Москвы немыслим без церквей и храмов. Мы надеемся, что виртуальная прогулка под сенью старых храмов принесла вам большое удовольствие

 

 

 



Возврат к списку