Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

«Цыгане рождаются с песней в душе…»

27.11.2014

«Цыгане рождаются с песней в душе…»

Вы являетесь знатоком и ценителем музыкального творчества цыган? Или вас не оставляют вас равнодушными звуки гитары и глубокого голоса, а ваши ноги сами пускаются в пляс при первых аккордах «Цыганочки»? А, может быть, вы просто сто раз смотрели «Неуловимых мстителей в детстве» и «Табор уходит в небо» в юности? Тогда эта статья, уважаемый читатель – для вас, для тех, кто навсегда попал под колдовство цыганского очарования!

В повседневной жизни нам редко выпадает возможность потешить взор и усладить слух цыганским искусством. Но есть место, где уже много лет творится магия цыганского творчества и чьи двери гостеприимно открыты для всех. Как вы уже догадались, речь пойдет о Московском музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн».

Это первый и единственный в мире цыганский театр. Он по праву зовется старейшим и легендарным. Известность его давно вышла за пределы Москвы, и самобытному искусству талантливого коллектива рукоплещут зрители России, ближнего и дальнего зарубежья. Он все так же любим и востребован, как в те далёкие годы, когда его история только начиналась.

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра, которая получила широкую поддержку. И не только потому, что в этот период в Москве и России широко создаются национальные театральные коллективы. Но еще и потому, что с конца 17-го – начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. 24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». В течение 37-ми лет музыкальной частью театра руководил С. Бугачевский. Он написал музыку более чем к 30 спектаклям, сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России. Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа М. Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией.

Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья.1200 спектаклей, больше миллиона зрителей, 700 шефских концертов на оборонных предприятиях и боевых кораблях – эти цифры красноречиво говорят о вкладе «Ромэна» в общее дело победы над фашизмом. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Старинная цыганская легенда гласит, что бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать к клочку земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Судьба Николая Сличенко тому доказательство. Бог явно его любит, если так щедро наградил и магической красотой, и бесподобным голосом, и искрометным талантом, и пламенной любовью длиною в жизнь, и мировым признанием. Его именем названа одна из звезд в созвездии Тельца. А театральная звезда Николая Алексеевича зажглась в 1951 году, когда его, 17-летнего паренька-самородка, приняли в знаменитый цыганский театр «Ромэн», где он прошел путь от артиста вспомогательного состава до художественного руководителя. Голос Николая Сличенко называют цыганским чудом. Песни, словно птицы, вырываются из его сердца – нежные, трепетные, лихие, гордые, свободные, пронзающие до глубины души, – и неизменно вызывают бурные, восторженные овации публики. В декабре гениальный артист празднует юбилей – 80 лет. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где более чем за 60 лет творческой деятельности прошёл все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра. Мы поздравляем Николая Алексеевича и желаем ему еще долгие годы вести театральный корабль «Ромэн» к успеху, развивая традиции цыганского искусства.

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Театру уже более 80 лет, но он по-прежнему молод, продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой своей работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу.

Подготовлено по материалам сайта http://www.teatr-romen.ru 



Возврат к списку