Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Русское чаепитие - традиция, которая сближает

28.08.2014


Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар.

Давай-ка наколем лучины –

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,

За то, чтобы жить не спеша!

Авось, и распарит кручину

                                                            Хлебнувшая чаю душа!                                                А. Блок

В каждой стране есть свои особенные традиции. В России большинство из них направлены на единение людей, на создание особенной атмосферы общности и взаимопонимания. Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. Все, что связано с чаепитием, играет важную роль в русской культуре. Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. За чашкой чая завязывается непринужденный разговор по душам. Многие в России начинают с чаепития свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаи, а многие любят пить чай и вечером. Он завершает любую трапезу, или подается отдельно, со сладким. Главное – в хорошей компании. Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Об особой роли чая в жизни русского человека говорят такие пословицы: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску», «За чаем – не скучаем». Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.

Немного истории

Русские купцы, торговавшие на востоке, распробовали чай в Китае ещё в средневековье, но официальная история чаепития в России ведётся с 1638 г. По легенде монгольский хан прислал в подарок Михаилу Фёдоровичу, первому царю династии Романовых, четыре пуда чайного листа. Царю понравился новый напиток тем, что он «отвращал от сна» во время долгих церковных служб и скучного сидения в боярской Думе. Так чай прижился в России. За чаем решались важные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы. Вот уже третье столетие на Руси ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество не обходится без чая. В XVIII в. чаепитие становится неотъемлемым ритуалом в дворянских и купеческих домах, а в XIX в., когда чай становится более доступным для основной массы населения. Когда чаепитие стало доброй традицией русского народа, появился и свод правил русской чайной церемонии. Согласно этим правилам, русское традиционное чаепитие должно проводиться в гостиной, на веранде или на открытом воздухе. Чай пьётся из чашек с блюдцами. Но самое главное в русском чаепитии - это разговор, поэтому приглашать к чаю нужно только тех людей, с которыми есть общие интересы, и с которыми можно поговорить на интересующие темы. Раньше было принято считать, что русские пьют чай только из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, конечно, существовало, но было необязательным. Из блюдца пили чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе это считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить чай купцы, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными, и предлагали собственные правила.

Самовар – душа России

Попробуем описать традиционное русское чаепитие. Сделать это не так просто, как кажется, ведь за последние 150 лет в жизни и быте русских людей произошло довольно много изменений. И, тем не менее, традиции остаются традициями. И так, прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной праздничной – для особых случаев, и более простой – для каждодневных чаепитий. А что же дальше? Первейшим и непременным атрибутом русского чайного стола является, конечно же, самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Самовар появился на Руси благодаря Петру I, который привёз из Голландии устройство, похожее на современный самовар. Позже русские мастера научились делать собственный вариант этого прибора, а с конца 18 века самовары начали производить в Туле и на Урале. Так, самовар «обрусел» и был приспособлен сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая.

В 1760-х годах оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, «партикулярное» предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и «приборы для нагревания воды». В начале XIX столетия известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году. На крышках самоваров гравировали надпись: «Василый Иван Ломовъ въ Туле». В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге тульские мастера завоевали малую серебряную медаль. За высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И по ныне, самовары, сделанные руками тульских мастеров, - это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России. Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находятся они ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». Дело в том, что перед закипанием самовар начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло.

О самоваре, пряниках и не только…

Традиционно чай к чаепитию подаётся крепко заваренным, в заварочном чайнике. К чаю нужно обязательно подавать кусковой сахар и лимон, чтобы каждый сам мог добавить их в чай по вкусу. Кроме этого, к столу могут быть поданы различные добавки к чаю, которые способны изменить его аромат и вкус по усмотрению гостя. Такими добавками могут быть свежие или сушёные ягоды и фрукты, травы или сладкие настойки. Говоря о традициях чаепития нельзя обойти стороной одно из самых любимых лакомств на Руси - пряники.




Пряники имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто добавляют самые разнообразные пряности: корицу, душистый перец, гвоздику, кардамон, мускатный орех, а также орехи, изюм, цукаты, от того и имеют они такое название. Начиная с середины XIX века, популярность тульского пряника была настолько велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские. Первое письменное упоминание о тульском прянике нашли в писцовой книге за 1685 год, и славится он с тех давних времен до наших дней.Еще одно лакомство снискало большую популярность в народе - белевская пастила. Пастила – визитная карточка не только города Белева, но и всей Тульской области. Белевская пастила появилась благодаря купцу Амвросию Павловичу Прохорову. Прохоров держал свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, в Киеве и на большом станционном разъезде в Сухиничах. Даже в Париже в маленькой лавочке шла торговля белевской пастилой, доставляемыми из небольшого городка далекой Тульской губернии. За три года до начала октябрьской революции был открыт Прохоровский магазин в Тбилиси. Белевская пастила в одночасье покорила взыскательный вкус жителей многих столиц Европы. До революции пастилу поставляли к столу высоких особ не только России, но и Франции, Испании, Италии, Болгарии, Грузии. Сохраняя и чтя русские традиции производства, белевская пастила и по сей день производит вручную

Чаепитие в русской классической литературе

Повсеместное употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Известно, что А.С. Пушкин любил пить чай с ромом, а в его романе «Евгений Онегин», кроме прекрасного описания чаепития в доме Лариных, мы находим легкую иронию по отношению к молодой провинциальной барышне, разливавшей чай, подобно героиням английских романов:

Смеркалось, на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Над ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал.

Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н. В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками («Записки сумасшедшего»), провинциальная помещица – с фруктовой наливкой («Мертвые души»), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями» («Шинель»).

Герои русских классиков Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова постоянно пьют чай. Детальное описание того, как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: «Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

У Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне все казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьет чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, – говорила Липа. – Сяду себе в уголочке и все чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (...) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения.

Чашечку чая, пожалуйста!

Который день погода пасмурная, холодная, а то и дождливая... Осень. Чашечка чая и теплое слово в таких условиях приобретают особую ценность. Неудивительно, что такая уютная тема нашла отражение и в русской живописи. Предлагаем вам насладиться самыми яркими образцами русского чаепития, запечатленного на холсте.



                                                  Маковский К.Е. За чаем                      Попов А.А. Мастеровой за чаепитием

         

                                      Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем                         Коровин К.А. За чайным столом

    

                              Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие                                 Кустодиев Б.М. Московский трактир


Использованы материалы сайтов:

http://www.artearti.net/magazine/articolo/traditsionnoe-chaepitie-v-rossii

http://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/chaepitie-russkoe.html

http://kedem.ru/history/20090911-russian-tea/

http://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/chaepitie-russkoe.html




Возврат к списку