Профилактика экстремизма среди подростков (16+)
    Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Профилактика экстремизма среди подростков (16+)
03.12.2018

Подростковый возраст - период социализации, личностного и социального самоопределения. Очень важно, чтобы в этот сложный момент ребенок выбрал правильный путь. Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Чтобы оценить отношение подростков к данному явлению, МБУК «НБС» предложила подросткам от 15 до 18 лет принять участие в анкетировании «Как ты понимаешь проблему экстремизма?». В опросе приняли участие 73 старшеклассника из школ города и 50 студентов политехнического колледжа.

Анкетирование помогло исследовать мнение молодых людей о причинах возникновения экстремистских проявлений, выявить уровень осведомлённости учащихся об уголовной и административной ответственности за участие в правонарушениях экстремистской направленности.

Анализ результатов анкетирования показал, что подавляющее число респондентов (94% старшеклассников и 100% студентов) знакомы со статьёй Конституции РФ, закрепляющей равенство всех людей. 4% школьников никогда не читали Конституцию, а одному из них «все равно, что там написано».

По мнению 78% школьников и 84% студентов националист – это тот, кто считает представителей своей национальности лучше всех других людей. При этом, 10% учеников и 8% студентов связывают понятие «национализм» с доскональным знанием своей национальной культуры.

Все респонденты, независимо от места обучения, (98% учащихся школ и 100% студентов) отметили, что при выборе друзей для них национальность не имеет значения. На вопрос об отношении к факту проживания рядом с ними людей других национальностей 32% школьников отметили данный факт как позитивный, позволяющий расширить свой кругозор. Среди студентов эта цифра составила уже 80%. О своем равнодушном отношении к такому соседству сообщили 66% школьников и 20% студентов. Только один из учащихся высказался резко против.

Если на выбор друзей национальная принадлежность не повлияла, отношение к межнациональным бракам у подростков более сложное. На вопрос «Допускаешь ли ты возможность смешанного брака?» 62% школьников и 44% студентов учеников ответили «да», но 38%(ученики) и 56% (студенты) исключили для себя такую возможность.

С утверждением «В России должны жить только русские» согласились 10% школьников. Остальные 90% считают, что в России должны жить люди разных национальностей. Среди студентов колледжа результаты оказались иным. Уже 24% студентов поддерживают лозунг «Россия для русских».

Вопрос «Существует ли, на твой взгляд, в нашем микрорайоне нетерпимое отношение к людям другой национальности?» выявил следующие показатели:

·           да, это большая проблема – 26% (школьники), 48% (студенты);

·           да, но встречается редко и не является большой проблемой – 42% (школьники), 22% (студенты);

·           нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо – 26% (школьники), 30% (студенты);

·           не хочу об этом говорить – 6% (школьники)

На предложение выбрать для себя правильное высказывание их разброс выглядел следующим образом:

·           считаю свой народ не хуже и не лучше других – 14% (школьники), 12% (студенты)

·           нельзя делить народы на хорошие и плохие – 80% (школьники), 34% (студенты)

·           считаю свой народ лучше всех прочих – 6% (школьники), 54% (студенты)

Полученная информация позволяет сделать вывод об актуальности и, вместе с тем, недостаточной информированности подростков о данной проблеме. Выявленные показатели позволяют говорить о необходимости усиления в школьной среде работы по пропаганде норм толерантного поведения. Результаты анонимного анкетирования «Как ты понимаешь проблему экстремизма?» указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у молодежи общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения. Через проведение дискуссий, обсуждений и диспутов необходимо прививать нашим детям способность жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.

 



Возврат к списку