Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Театр драматический
Возврат в раздел


Новомосковский драматический театр (30.01.1938), в настоящее время Новомосковский филиал ГУК ТО «Тульский академический театр драмы».

30 января 1938 года спектаклем по пьесе Николая Евгеньевича Вирты «Земля» в городе Сталиногорске (Новомосковске) открылся профессиональный драматический театр.
За годы своей истории театр прошёл большой трудный творческий путь. В 1930-е годы в Бобриках (Новомосковске) силами энтузиастов были организованы различные кружки художественной самодеятельности. В красных уголках и на открытых площадках активисты читали стихи, исполняли песни и танцы, ставили сценки. Возникла идея создания молодёжного театра. Силами творческой молодёжи при поддержке завкультсектором горкома комсомола Глеба Шальнева был образован ТРАМ (театр рабочей молодёжи). Началась ежедневная учёба по 6-7 часов, ежемесячные поездки на черновые репетиции в театры Всеволода Эмильевича Мейерхольда, МХАТ, Камерный театр под руководством Александра Яковлевича Таирова. Обучать будущих актёров приезжали: Вера Николаевна Пашенная, Александр Яковлевич Таиров, Иван Михайлович Москвин. Премьера спектакля «Тревога» состоялась в сентябре 1932 года. Несмотря на то, что спектакль поставили без режиссёра, зрители радушно приняли эту постановку.
В 1932 году в Бобрики приехала актриса московского театра, выпускница Щепкинского училища, ученица Веры Николаевны Пашенной Александра Прокофьевна Хрявина (в замужестве Силина) и возглавила театральную студию при ТРАМе, в которой после рабочего дня занимались будущие артисты. В 1933 году в театр пришёл талантливый режиссёр, прославленный актёр Хализев, который поставил пьесу А. Островского «Лес». В 1934 году студийцев освободили от работы на производстве, стали платить стипендию 35 рублей. Шефство над ТРАМом взял Московский камерный театр.
До 1937 года театр рабочей молодёжи успешно работал, а осенью этого же года в его труппу влилась профессиональная группа актёров, приехавших в Сталиногорск для расширения и укрепления театра. Обновлённым творческим коллективом были поставлены спектакли «Доходное место» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова. Директором театра был назначен И. Дольский, главным режиссёром – В. Соколов. Актёры, стоявшие у истоков театра, — это люди, наделённые могучей силой, одержимые неиссякаемой верой в то дело, которому была посвящена их жизнь. Назовём имена артистов тех лет: П. Бравич, А. Конышева, О. Козакевич, М. Фадеева, Е. Андреева, П. Скитский, В. Бабарыкин, В. Гнилов и другие.
В ноябре (по другим данным декабре) 1937 года Постановлением Оргкомитета ВЦИКа Тульской области принято решение об организации Сталиногорского драматического театра. Первым директором театра был назначен Б. Л. Милютинский, на должность художественного руководителя и главного режиссёра пригласили В. В. Гарденина, который включил в состав труппы коллектив ТРАМа, начавший свою деятельность с начала 1930-х годов.
30 января 1938 года Сталиногорский драматический театр был открыт. В помещении клуба инженерно-технических работников в Заводском районе зрителям был представлен спектакль «Земля» Н. Е. Вирты. Главные роли исполняли артисты А. Яхонтов (Фрол Баев – середняк-крестьянин) и А. А. Блеккер (Антонов – бандит, главарь эсеро-кулацкого восстания). Первая постановка прошла в переполненном зале с большим успехом. В репертуарном плане на 1938 год были пьесы русских и зарубежных классиков, советских авторов: «Лес» А. Островского, «Мария Тюдор» В. Гюго, «Васса Железнова» М. Горького.
Начался 1941 год. Сталиногорский театр выпустил «Ревизора» Н. Гоголя. Великая Отечественная война нарушила творческие планы коллектива. Театр был эвакуирован, труппа распалась. Многие из артистов ушли добровольцами на фронт. Некоторые из них не вернулись: Гнилов, Винокуров, Васильев.
После освобождения города от оккупации, жизнь потихоньку налаживалась, но театра не было. В приказе № 309 от 11 ноября 1942 года Управления по делам искусств при СНК РСФСР содержится следующее: «Коллектив Рославльского театра Смоленской области стационировать в Сталиногорске, на его базе организовать Сталиногорский драматический городской театр». Директором учреждения был утверждён Н. А. Розанов, художественным руководителем – В. Р. Горич.
В сезон 1942-1943 годов театром были поставлены спектакли: «Женитьба Белугина» А. Островского, «Русские люди» К. Симонова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Дура для других, умная для себя» Лопе де Вега, «Поздняя любовь» А. Островского.
Во время войны спектакли проходили в плохо отапливаемых горняцких клубах. Часто были проблемы с транспортом, ездили на лошадях, нередко ходили пешком, но, несмотря на эти трудности, репертуар театра был продуманным и целеустремлённым. Жизнь страны, её боевой дух, нравственные идеалы отражались на подмостках сцены Сталиногорского театра. Не сходили с театральной афиши такие постановки как: «Русские люди», «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Синий платочек» В. Катаева, «Любовь Яровая» К. Тренёва. С успехом шли пьесы А. Островского «Таланты и поклонники», Н. Гоголя «Ревизор» и другие.
Здание клуба инженерно-технических работников, в котором до войны располагался театр, в период оккупации Сталиногорска было разрушено. Драматический театр долгое время арендовал помещение Дворца культуры химиков.
Прекрасные творчески одарённые люди служили этому театру. В памяти зрителей на многие годы остался успех спектаклей тех лет. Запоминающиеся образы воплотили на сцене народный артист РСФСР Владимир Георгиевич Козелл, С. Цветков, ведущие актёры театра Я. И. Банчук, Г. Расторгуев, И. Горелов, Н. Абрамов, О. Щербиновская, А. Пашкова, К. Шахет, Н. Смирнова, Х. Искандерова.
С 1945 по 1975 год театр возглавляла заслуженная артистка РСФСР Екатерина Алексеевна Тюремнова. Под её руководством театр достиг наивысшего расцвета. На сцене шла русская и зарубежная классика, а также находили своё воплощение все драматургические новинки. За тридцать лет руководства театром Е. А. Тюремнова создала сильную труппу, организовывала интересные гастроли по стране. Как актриса она создала ряд незабываемых образов: Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. Гоголя), Кручинина («Без вины виноватые» А. Островского), Васса («Васса Железнова» М. Горького).
Нельзя не вспомнить знаменитых режиссёров, отдавших свой талант становлению молодого театра: заслуженный деятель искусств Лев Лазаревич Полонский, главный режиссёр театра с 1945 по 1948 год; главный режиссёр театра С. А. Баркан (с 1948 года); режиссёр М. А. Норвид; главный режиссёр театра В. И. Чичко (с 1952 года); заслуженный деятель искусств Литовской ССР Владимир Михайлович Каплин, главный режиссёр театра с 1956 по 1958 год; А. Б. Яров.
Дмитрий Иосифович Рудник – режиссёр-постановщик большой культуры. Работал главным режиссёром Новомосковского драматического театра с 1958 по 1975 год и с 1979 по 1982 год. Выпускник ГИТИСа, коренной москвич, заслуженный артист РСФСР (1969). Его режиссура отличалась чёткостью и глубиной замысла, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и гражданственностью мысли. В течение многих лет он с коллективом настойчиво работал над созданием своего репертуара, единого актёрского ансамбля, вырабатывал собственный художественный стиль. Широкий общественный резонанс вызвали такие его постановки как «Цыган» А. Калинина, «Отелло» У. Шекспира, «Медемуазель Нитуш» Эрве, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Итальянская трагедия» Э. Войнич. Он был преподавателем Новомосковского музыкального училища на отделении «Актёр драматического театра» (1992-1998).
Благодаря мастерству режиссёров В. М. Каплина, Р. Гузкина, Б. Фреймана, Я. И. Банчука, Н. Н. Смирнова, чёткой направленности репертуарной политики, хорошему исполнительскому уровню труппы, творческие успехи театра получили высокую оценку зрителей и общественности. С 1942 по 1957 год Сталиногорск входил в состав Московской областью, и это способствовало привлечению сюда высококлассных специалистов из столицы. Здесь работали художники: Э. Саломанова, М. Мотин, В. Козин, Е. Манке, И. Трояновский, М. Павленин, В. Верба, Е. Сенатова.
Многие годы отдали театру композиторы: Ю. А. Силаев, автор музыки и музыкального оформления ко многим спектаклям, заведующий музыкальной частью 1960-1982 годов; А. Фельдман; Р. Заворыкин.
География гастролей распространялась от Прибалтики до Кавказа. Труппа объездила всю европейскую часть Советского Союза до Уральских гор. Гастрольные поездки всегда играли большую роль в жизни театра. Расширялись творческие связи. Разные города, новые зрители, встречи, обсуждение спектаклей обогащали коллектив, постановки обретали свежее дыхание.
В 70-е–80-е годы ХХ века театральная жизнь Новомосковска была интересной и насыщенной. С 1975 по 1988 год театром руководили: Г. А. Рабинович, Н. И. Доспехов, С. В. Простомолов, В. Е. Тимонин.
Яркие по форме, разные по театральной школе, режиссёры своими постановками оставляли незабываемые впечатления в памяти зрителей.
Лучшими спектаклями тех лет критиками были признаны: «Три мушкетера» А. Дюма, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (Владимир Волкоморов, главный режиссёр 1975-1976 гг.); «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Дуэль» Р. Ибрагимбекова (Борис Владимирович Афицинский, главный режиссёр 1977-1978 гг., 1991-1992 гг.); «Святая святых» И. Друце, «Кровавая свадьба» Г. Лорки (Николай Алексеевич Рябов, главный режиссёр 1981-1982 гг.); «Святой и грешный» М. Ворфоломеева, «Дядя Ваня» А. Чехова (Антонина Александровна Артюхевич, режиссёр 1975-1986 гг.).
Театр гордится счастливыми мгновениями своей жизни, когда актёры новомосковского театра выходили на сцену с такими прославленными артистами театра и кино как Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Дорна в спектакле «Чайка» режиссера Николая Алексеевича Рябова; Людмила Шапошникова в роли Сэвидж, Ия Саввина в роли Ферри в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; Тамара Сёмина в «Грозе» А. Островского режиссёра Бориса Владимировича Афицинского. С благодарностью вспоминают актёры сотрудничество с Николаем Сличенко и артистами театра «Ромэн», с режиссёрами Андреем Алексеевичем Поповым и Петром Михайловичем Ершовым.
С 1988 по 2013 год директором театра работала Валентина Петровна Вейнбендер – человек неиссякаемой энергии, профессионал высокого уровня, необыкновенный энтузиаст театрального дела. Пятьдесят лет театр не имел своего помещения, лишь в январе 1989 года по ходатайству В. П. Вейнбендер город выделил учреждению помещение – бывший Дом научно-технической пропаганды. Новомосковский драматический театр не только «переехал в свой дом», он «пережил новое рождение»: труппа была укомплектована профессиональными актёрами, за сезон показывали более 200 постановок, включая до семи новых спектаклей. В марте 2001 года Валентине Петровне Вейнбендер было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Она приглашала на постановки режиссёров А. Климова, Леонида Александровича Чигина, Михаила Афанасьевича Тумашова, Дмитрия Алексеевича Краснова; художников Бориса Григорьевича Ентина, заслуженного деятеля искусств России; Наталью Агарёву, Ирину Блохину, Л. Аристархова.
С 1985 по 1990 год главным режиссёром театра работал Александр Викторович Петрашевич. За эти годы им было осуществлено 14 постановок, среди них критикой отмечались: «Раненые» В. Крымко, «Эзоп» Г. Фигейреду, «Прощание славянки» В. Винникова.
Яркая страница в истории театра – постановки Бориса Владимировича Афицинского, работавшего главным режиссёром театра в 1977-1978, 1991-1992 годах. Его спектакли пользовались у зрителей большой популярностью и успехом: «Медея» Л. Разумовской, «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» У. Шекспира, «Цилиндр» Э. Филиппо и другие.
С 1992 по 2000 год главным режиссёром театра работал Евгений Дмитриевич Вялков. Он поставил не один десяток спектаклей, которые имели успех у зрителей и положительно были встречены критикой: «…романтический, почти реликтовый театр, психологический реализм, поэтическая образность, сценическая метафора, символ – вот тот чудный сплав актёрских режиссёрских средств, которые обеспечили успех булгаковской пьесы у современного зрителя – и не поверхностный, а до глубокого духовного катарсиса», - отметил Б. Сушков в статье «Новые жильцы «Зойкиной квартиры».
В 1994 году театр принимал участие в Российском фестивале малых городов России «Надежды России», проходившем в городе Вышний Волочек со спектаклем «Зойкина квартира».
В 1996 году театр успешно выступил на гастролях в городе Туле с лучшими спектаклями репертуара: «Чума на оба ваши дома» Г. Горина, «Доходное место» А. Островского, «Супница» Р. Ламуре и «Ретро» А. Галина. Некоторые из постановок Е. Д. Вялкова прошли испытание временем и много лет были украшением репертуара театра: «Рождественские грёзы» (1998), «Жемчужина чёрная, жемчужина белая»(2000) по пьесам Н. Птушкиной.
С 2000 по 2002 год главным режиссёром театра работала Марина Алексеевна Карпачёва. Её лучшие постановки имели долгую сценическую жизнь: «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Единственный наследник» Ж. Реньяра, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Дом, где всё кувырком» А. Портеса. Н. Андреева отмечает, что «её спектакли светлые, прозрачные, подобные полотнам Моне, играются с кажущейся легкостью. В них видна любовь к человеку вместе со снисходительностью к его заблуждениям, глубокая вера в непреходящую чистоту взаимоотношений». В 2002 году московский критик А. Б. Иняхин, отсмотрев идущие спектакли главного режиссера М. А. Карпачевой, дал положительный отзыв в журнале СТД РФ «Страстной бульвар - 10» о работе коллектива в юбилейном 65-м театральном сезоне.
С 2005 по 2007 год главным режиссёром театра был выпускник Щукинского театрального института при Вахтанговском театре Максим Владимирович Казанцев. С 2009 года он работает режиссёром-постановщиком театра.
Коллектив гордится победами на российских фестивалях: «Поют актёры драматического театра» в г. Нижний Новгород (2001), его лауреатами стали артисты: Е. Паршкова, Марина Лагутина, Алексей Яблонский, Максим Казанцев; «ПостЕфремовское пространство» г. Москва (2003) со спектаклем «В день свадьбы» В. Розова, режиссер Леонид Чигин, художник Фарзат Халилов. Театр признан «абсолютным лидером» на фестивале малых городов России, в городе Вышний Волочек (2010) со спектаклем «Воскресение» Л. Толстого, сценическая версия романа и постановка Дмитрия Алексеевича Краснова, художник Ирина Блохина.
В 2011 году театр успешно выступил на девятом международном фестивале в латвийском городе Валка, «Talvils» со спектаклем «Пикник» Ф. Аррабаля.
В 2012 году театр участвовал в российском фестивале театров малых городов России с комедийной драмой «Баба Шанель» Н. Коляды. Заслуженная артистка России Светлана Таршис, исполнительница роли Капиталины Петровны, удостоилась редкой награды фестиваля – диплома «За честь и достоинство».
С 2014 года по настоящее время директором Новомосковского драматического театра трудится М. В. Казанцев.
С января 2015 года Новомосковский театр стал филиалом Тульского академического театра драмы. Главным режиссёром был назначен Дмитрий Алексеевич Краснов. Лучшие спектакли этого режиссёра хорошо известны тульской публике и продолжают традиции театра. Новомосковские спектакли Д. А. Краснова «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Так не бывает» К. Брейтбурга и Е. Муравьёва возвращают труппе утраченный интерес зрителей.
Театр принимает активное участие в жизни Новомосковска и других близлежащих городов: Узловая, Богородицк, Кимовск, Киреевск, Донской, Ефремов, Алексин, где коллектив показывает концерты и спектакли во Дворцах Культуры, на городских площадях и стадионах. Они посвящены праздникам и юбилейным датам: 1 мая, День Победы, День Независимости, День защиты детей, День химика, День работников сельского хозяйства, День студента, День медицинского работника и другим событиям.
Крепкая дружба связывает артистов новомосковского театра с Пушкинской школой и Пушкинским обществом. Актёры организуют поэтические вечера и принимают участие в концертах, митингах, посвящённых юбилейным датам жизни великого поэта.
В дни осенних и весенних школьных каникул театр традиционно проводит неделю «Театр – детям», которую открывает театральный капустник.
Ежегодно театр принимает участие в областном театральном конкурсе «Триумф» и в театральном празднике «Тульское закулисье». 11 декабря 2006 года в городе Туле в СТД состоялось торжественное открытие актёрского клуба, в котором приняли участие новомосковские артисты.
За весь период жизни театра через состав его труппы прошла плеяда блестящих актёров, отдавших годы жизни служению новомосковской сцене: В. Артюков, П. Г. Балабанов, Я. И. Банчук, Ю. П. Беляков, В. Борзунов, Л. М. Буйновская, Д. Долохов, С. Зайкина, А. А. Замараев, А. Киселев, В. К. Конюшко, Т. В. Коршунова, Г. И. Манисов, Б. Л. Милютинский, Е. А. Никитина, К. М. Полякова, В. Пономарев, К. В. Расторгуев, Ю. И. Рахно, Г. Савина, В. Слуцкий, Т. Н. Стрелюк, В. Д. Таршис, Н. М. Уварова и Б. Уваров, Б. Федотов, А. А. Финогенов, А. Хрявина-Силина, Е. П. Щербакова, В. Я. Якубовский и другие.
Назовём имена Заслуженных артистов России, прославивших театр своим талантом:
Владимир Михайлович Качалин (1923-1997) – человек яркой творческой судьбы, за его большую творческую жизнь им было сыграно более трёхсот ролей, артист русской психологической школы невероятной органики и интуиции. Создавал характеры, запоминающиеся проникновением в глубинную сущность персонажей. Среди ролей, оставшихся в памяти его коллег такие: Егор Булычев «Егор Булычев и другие» М. Горького, Эзоп в спектакле «Эзоп» по Г. Фигейреду, Чмутин «Ретро» А. Галина, Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.
Александр Михайлович Новоженин (1945-2008) был занят практически во всех постановках театра. Он был очень органичен, правдив, темпераментен, заразителен в своей игре. Способен сыграть водевиль, лирическую комедию, сатиру, трагедию, фарс. Роли: Григорий («Чайка» А. Чехова, 1982), Абольянинов («Зойкина квартира» М. Булгакова, 1995), Вельский («Касатка» Л. Толстого, 1996), Жеронт («Единственный наследник» Ж-Ф. Реньяра, 2001) и другие.
Нина Владиславовна Черемухина (1921-1999) посвятила Новомосковскому драматическому театру тридцать шесть лет (1956–1992). На сцене театра ею сыграно множество ролей в пьесах отечественной и зарубежной классики, современных произведениях. Она работала преподавателем сценической речи Новомосковского музыкального училища, отделения «Актёр драматического театра» (1992–1998).
И сегодня радуют новомосковских зрителей своим талантом Заслуженные артисты России:
Светлана Аркадьевна Таршис – ведущая артистка театра широкого диапазона с ярко звучащей лирической темой, лучезарного обаяния. Для творческой манеры С. А. Таршис характерны тонкая разработка роли, женственность, изящество, интеллигентность. Роли: Дездемона («Отелло» У. Шекспира, 1964), Клавдия Пухлякова («Цыган» А. Калинина, 1966), Ольга («Так и будет» К. Симонова, 1967), Анна («Васса Железнова» М. Горького, 1967), Аркадина («Чайка» А. Чехова, 1982), Памела («Дорогая Памела» Д. Патрика, 2000) и другие.
Наталья Евгеньевна Жданова – ведущая актриса театра на протяжении многих лет. Неоднократно награждалась премией «Триумф»: за роль И. Блиновой в спектакле «КакАшанель» А. Слаповского (2004); за роль Барбары в спектакле «Папа в паутине» Р. Куни (2011). Удостоена знака министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (2002).
Много лет в Новомосковском драматическом театре трудились и продолжают трудиться главный художник театра Фарзат Мамаджанович Халилов, художник-постановщик Наталья Алексеевна Агарёва, драматурги Татьяна Васильевна Орловская и Вера Александровна Трофимова, звукорежиссёры Татьяна Николаевна Голофеева, Максим Юрьевич Морозов, Лилия Николаевна Попова, композитор Андрей Николаевич Криницкий, художник по свету Андрей Борисович Мамаев, артисты: Дарья Осиповна Богатова, Вячеслав Васильевич Голубков, Светлана Васильевна Дубовская, Елена Алексеевна Дударь, Любовь Сергеевна Ермакова, Надежда Сергеевна Ермакова, Максим Михайлович Игнатов, Валентина Фёдоровна Кинарова, Екатерина Комендантова, Владимир Витальевич Кочетов, Екатерина Мелосовна Кузнецова, Марина Александровна Лагутина, Сергей Сергеевич Мочалов, Вадим Александрович Нефёдов, Нинель Карловна Платонова, Роман Николаевич Ползиков, Василий Васильевич Попов, Ирина Анатольевна Товологина, Юлия Владимировна Барабаш, Алексей Викторович Яблонский.
В новомосковском театре работают перспективные молодые актёры, которые радуют зрителей своими ролями. Среди них: Николай Александрович Вострецов, Анастасия Владимировна Горбачева, Егор Владимирович Гречнев, Виктория Викторовна Домитрак, Матвей Владимирович Климкин, Виктория Сергеевна Кузнецова, Андрей Александрович Мельников, Юлия Романовна Морозова, Николай Александрович Смирнов.
Театр — это усилия многих людей: режиссёров и художников, администраторов и костюмеров, бутафоров и осветителей, звукорежиссёров, контролёров и многих других. Но, конечно же, главными лицами театра являются артисты. Каждый актёр имеет неповторимую индивидуальность, играя при этом совершенно разноплановые роли. Задача театра: воспитывать творческий дух человека, ведь искусство в любые времена существует, чтобы улучшать нравы и врачевать души. За плечами новомосковского театра 85 лет активной творческой жизни. Потенциал коллектива велик, в городе и за его пределами он известен своими театральными традициями, которые год от года будут всё богаче, потому что театр в городе любят, и это позволяет труппе несмотря на проблемы и трудности с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее.

Возврат в раздел