Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Студия телевидения
Возврат в раздел


Сталиногорская студия телевидения (1956), впоследствии Тульская областная студия телевидения.
31 декабря 1956 года в эфир вышла первая передача Сталиногорской студии телевидения. Событие это было поистине уникальным не только для нашего города: Сталиногорская студия была первой на переферии и третьей в Советском Союзе после Москвы и Ленинграда. Всё это стало возможным благодаря предприимчивости и авторитету начальника комбината «Москвоуголь» Дмитрия Григорьевича Оники. Это он поставил вопрос в правительстве о необходимости создания в Мосбассе собственной студии телевидения.
Кто же они, первые работники Сталиногорского телецентра и студии телевидения? Это были одержимые люди, которые торопили время. Михаил Неврев, который уже в 1953 году в любительских условиях с приятелями получили картинку на телеприёмнике «Ленинград Т-2», позднее он работал механиком радиотелецентра. Директор Александр Линников, руководивший любительской студией, а затем профессиональным телецентром.
Сталиногорский телецентр и студия телевидения начали отсчёт своей истории. «Есть установка - весело встретить Новый год!» – эта немеркнущая фраза, по мнению бывшего главного режиссёра Тульского областного телевидения Валентина Алексеевича Воробьёва, впервые прозвучала в 1956 г. не в известном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», а в кабинете первого директора Валентина Павловича Шепелюка, который подбирал команду для совершенно фантастического по тем временам проекта – организации первого в нашем регионе телевидения. В ночь с 31 декабря 1956 на 1 января 1957 года Сталиногорская студия телевидения показывала первый киноконцерт артистов Московской эстрады.
Первый штат был утверждён 1 января 1957 года: директор Валентин Павлович Шепелюк и Валентин Алексеевич Воробьёв, который был и оператором, и режиссёром, и художником, а официально значился «контролёром передач».
Валентин Алексеевич Воробьёв – один из первых, сорок лет жизни которого было отдано Сталиногорскому, Новомосковскому, Тульскому областному телевидению. Альбертина Александровна Воробьёва, супруга Валентина Алексеевича, – одна из первых дикторов Сталиногорской студии телевидения, родоначальница первой телевизионной династии Воробьёвых. Их сын, Сергей Валентинович Воробьёв, много лет работал оператором ГТРК «Тула».
Ещё одна династия работников Сталиногорской студии телевидения – семья Колеровых. Кинооператор Колеров Алексей Иванович, редактор Людмила Дмитриевна Гладких. Дело всей их жизни продолжает сегодня дочь Юлия Колерова, работающая режиссёром ГТРК «Тула».
Первым диктором Сталиногорской студии телевидения была участница художественной самодеятельности Дворца культуры гипсового комбината Нина Сигизмундовна Урбанская. В дикторском кресле долгие годы позднее оставались Антонина Владимировна Владимирова, Людмила Михайловна Шаталова (Дьякова). Ещё позднее по многу лет профессионально вещали Алла Кирилова, Владимир Егоров, которые не без успеха «делали» и собственные передачи. Авторские передачи на Тульском телевидении начали осуществляться тоже гораздо раньше, чем где-либо, хотя региональные студии появились в большинстве областей, краёв, республик.
Кино и телеоператор – профессия, которая соединяет в себе творческие способности и технические навыки. Операторы в совершенстве должны были владеть законами композиции, цвета и света, а также современной техникой и оптикой. Много лет этому нелёгкому труду отдали операторы Сталиногорской студии телевидения: Алексей Иванович Колеров, Юрий Фролов, Николай Васильевич Захарчук, Виктор Иванович Моисеев, Евгений Сергеевич Комаров.
С нуля, как говорится, создавалась и режиссёрская группа на Сталиногорской студии телевидения. В неё вошли Валентин Алексеевич Воробьёв, режиссёр городского драмтеатра Дмитрий Иосифович Рудник, студент первого курса ГИТИСа им. Луначарского Владимир Александрович Большаков, режиссёры драмколлектива Дворца культуры химиков Леонид Викторович Шнэ и ассистент режиссёра Антонина Никифоровна Чистобаева.
Работники Сталиногорской, Новомосковской, а впоследствии Тульской областной студии телевидения, обладали особыми свойствами характера: профессионализм, знание родного языка, ответственность. Их будни – многолетнее «надо», которому они все служили. Они всегда умели отыскать информацию, которая была бы полезна и интересна телезрителям. Конечно, умение монтировать, озвучивать и многое другое. Трудно скажете Вы. Да. Но как интересно и увлекательно! Быть всегда в центре событий, каждый день встречать новых людей и иметь возможность рассказать об этом миллионам телезрителей!
Первые годы студии были годами ученичества, причём учиться можно было только у москвичей и ленинградцев – телевидение в стране в массовом масштабе только начиналось, не были ещё протянуты релейные линии по всему необъятному Союзу. И наша студия давала в эфир только свои передачи, состоящие из простых выступлений знатных горняков, химиков, энергетиков. Основную часть эфирного времени составляла демонстрация художественных фильмов (два фильма ежедневно!), что очень нравилось телезрителям.
Но вот вступила в строй релейная линия, и мы «получили» Москву. Местные передачи как бы отошли на второй план, но, тем не менее, были интересными, поскольку творческая группа приобрела немалый профессиональный навык. Словом, студия всё крепче становилась на ноги и выдавала в эфир уже более сложные передачи, в том числе очеркового и даже «огонькового» плана.
В 60–70-е гг. прошлого столетия студия телевидения Новомосковска «превращается в мощный вещательный, пропагандистский рупор, поскольку это были годы стремительного подъёма всех отраслей народного хозяйства». Основной задачей студии было – дополнять первую программу ЦТ интересным местным материалом, а на тульской земле было что показать. Трудно отыскать сейчас на карте области такой город, посёлок, село, где хотя бы раз не побывали тележурналисты Зиновий Берберфиш, Дмитрий Фёдорович Островский, Дмитрий Фёдорович Усольцев, Иван Шестёркин, Рафаил Силаев, Валерий Семёнович Назаренко.
Студия выдавала в эфир отдельные передачи, которые по своим художественным и публицистическим достоинствам могли «потягаться» и с московскими. На экране появлялись такие уникальные личности, как секретарь Льва Николаевича Толстого Валентин Федорович Булгаков, ещё здравствовавшие тогда матросы с «Варяга» Чибисов Тихон (Иван) Прокофьевич, Крылов (Селютин) Степан Давыдович и другие, сподвижник Сергея Лазо Николай Кириллович Ильюхов, всемирно известные укротители медведей и тигров Валентин Иванович Филатов, Вальтер Михайлович Запашный, Ирина Николаевна Бугримова, писатели и поэты Василий Дмитриевич Фёдоров, Игорь Иванович Кобзев, Виктор Петрович Астафьев, Римма Фёдоровна Казакова.
Студия впервые познакомила телезрителей с филимоновской игрушкой и её знаменитыми мастерицами Александрой Гавриловной Карповой и Александрой Фёдоровной Масленниковой. Помимо концертных программ, сотрудники «выдавали» в эфир из павильона студии, когда ещё не было записи, спектакли Тульского и Новомосковского театров. На телестудии охотно выступали гастролирующие труппы москвичей, ярославцев, харьковчан и днепропетровцев, Ленинградский и Казанский оперные театры.
В 80–90-е гг. студия телевидения в Новомосковске развивается и модернизируется. Силами и техническими средствами телецентра был введён в эксплуатацию ретранслятор третьей программы ЦТ. Реконструирована также радиорелейная связь. Вводилась и осваивалась техника видеозаписи, построены новые производственные помещения.
В 90-е гг. телецентр, можно сказать, переживает своё второе рождение. Аппаратно-студийный блок, телекино, аппаратная видеозаписи, киносъемка и обработка плёнки, аппаратная электронного монтажа оснащены новой техникой цветного телевидения. В технологию создания телепрограмм, как, видимо, заметили зрители, широко внедряется электронная техника видеокомпьютерной графики, видеоэффекта и телевизионной буквопечати. В составе внестудийной техники действует современная новая передвижная телевизионная станция (ПТВС-83) «Магнолия», которая позволяет вести видеозаписи телепередач или трансляцию непосредственно с места события. Консервативный способ подготовки программ с использованием киносъёмочной техники заменён на новый прогрессивный метод с использованием электронной техники.
Преемниками первых работников Сталиногорской студии телевидения становится талантливая молодёжь, осваивающая новую и совершенную технику: журналисты Анна Сергеевна Климова, Александр Алексеевич Пырьев, впоследствии директор студии, Татьяна Голофеева – ассистент режиссёра, художница, ведущая, телеоператор, Виталий Николаевич Захаров – корреспондент, старший редактор, коммерческий директор студии.
На место прежней примитивной техники, на которой работали главные инженеры Александр Линников и Дмитрий Блонский, а после Детушев Виктор Фёдорович со своими неизменными опытными помощниками инженерами Игорем Михайловичем Есиным, А. Загородниковым, В. Вовуткиным, Г. Галкиным, В. Стрекаловым, пришла новая и совершенная. Студия получила оборудование для видеозаписи, для записи передач в цвете, передвижные станции (ПТС и ПТВС), а потом уже – верх технического совершенства! – так называемые ТЖК. Это целый миниатюрный телецентр на плече оператора, способный не только снимать и записывать картинку (в цвете, конечно!), но и звук.
Словом, к своему 40-летию в Новомосковске был совершенно новый телецентр, по оборудованию и качественным показателям отвечающий самым современным техническим и технологическим требованиям подготовки и трансляции телепередач.
В 90-е гг. областная студия из Новомосковска переезжает в Тулу, а в нашем городе делает свои первые шаги городская студия телевидения. Первым директором этой студии был Мочалов Александр Александрович. Сменил его на этом посту Алексей Владимирович Денисов, работающий в настоящее время главным редактором газеты «Новомосковская правда». К династии телевизионщиков тех лет – Перловых принадлежит Елена Алексеевна Смазнова, возглавлявшая телерадиокомпанию «Новомосковск» с 2011 года.
Первым сетевым партнёром новомосковской телестудии был канал ТВЦ. Затем ТНТ и ТДК. В 2005 году новомосковское телевидение перешло к сотрудничеству с каналом ДТВ (Медиахолдинг «СТС Медиа»), с которым муниципальная «Телекомпания Новомосковск» успешно работает и сегодня. Осенью 2011 года «СТС Медиа» провёл ребрендинг канала ДТВ. И он стал носить название – «ПЕРЕЦ». А с 12 ноября 2015 года он превратится в «Че». Телеканал, центром которого должен стать ЧЕловек.

Возврат в раздел