Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Копачёв А. И.
Возврат в раздел


Копачёв Александр Ильич (11.09.1921–2007), художник-живописец, член Союза художников России, участник Великой Отечественной войны.
Александр Ильич Копачёв родился в Москве в 1921 году. В 1938 году он поступил в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Великая Отечественная война прервала его обучение.
В июле 1941 года А. И. Копачёв был призван в РККА. Направлен в Серпуховскую авиатехшколу, а после окончания её – в 863-ий истребительный авиаполк авиамехаником. Участвовал в освобождении Краснодарского края, Таманского полуострова, Малой Земли, города-героя Керчи, Крыма. Затем были военные дороги Прибалтики, окончил войну в Восточной Пруссии старшим сержантом.
А. И. Копачёв награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над «Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны А. И. Копачёв вернулся в Москву, продолжил учёбу в Московском художественном училище «Памяти 1905 года», которое окончил в 1948 году.
С 1948 по 1954 годы учился в Московском Государственном художественном институте имени Сурикова. После окончания института был направлен в Новомосковскую художественно-производственную мастерскую. Он энергично включился в творческую и общественную жизнь мастерской. На протяжении всей работы в мастерской избирался председателем художественного совета, членом художественного совета, членом ревизионной комиссии правления и секретарём партийной организации.
С тех пор вся творческая жизнь художника связана с городом Новомосковском, с его людьми. Около пяти десятилетий его произведения входили в экспозиции смотров изобразительного искусства всероссийских, зональных, областных и городских выставок.
Участник IX Всероссийской художественной выставки «Россия» (Москва, 1999), Всероссийской художественной выставки «Защитникам Отечества посвящается» (2000), зональных выставок «Край Черноземный» (Тула, 1967), «Художники Нечерноземья» (Кострома, 1985), областных выставок (Тула, 1957, 1961, 1965, 1970), юбилейной выставки «60 лет Великого Октября» (Тула, 1977).
Персональные выставки состоялись в 1971 году (Тула, Новомосковск), в 1996 году (Новомосковск, Узловая), в 2001 году (Новомосковск).
Пережитое в годы Великой Отечественной войны не изгладилось из памяти художника, о чём красноречиво говорят многие картины, создаваемые А. И. Копачёвым все последующие годы. Сколько в них душевной боли! Военные воспоминания легли в основу многих его полотен: «По следам войны», «Освобожденный город», «Солдатский подвиг», «Землянка» и других.
Над картиной «Дети войны» А. И. Копачёв работал 10 лет (1985-1995). В тёмном подвале полуразрушенного дома солдаты обнаружили детей-сирот, которых во время войны были сотни тысяч. Испуганные лица ребят говорят о том, что довелось испытать им в трудную военную годину. Художник вспоминает, что во время войны солдаты часто помогали сиротам, были дети полка, сам Александр Ильич тоже опекал мальчишку-сироту.
Картина художника «Судьба солдата» (1988) экспонировалась на выставке «Защитники Отечества» в Москве. Морской пехотинец в форме, с наградами на груди сидит на поваленном дереве, в руке у него платок, который вёз он в подарок, а когда вернулся домой, то оказался на пепелище, и платок подарить-то некому, нет в живых никого из родных. Драматизм полотна заключается в узнаваемости ситуации: ведь миллионы возвратившихся с войны солдат пережили подобное.
Памятником солдатам Великой Отечественной войны можно считать картину А. И. Копачёва «Воин-освободитель». Советский солдат держит на руках ребёнка, закутанного в шинель, на фоне ещё не завершившегося боя. Художник изобразил не только отвагу, свойственную нашему русскому солдату, но и сострадание, жертвенность, доброту, которые отличают русский характер.
В 1998 году А. И. Копачёв закончил работу над картиной «Весна 45. Третий Белорусский фронт». Живописец по памяти восстановил один из таких дней, когда войска третьего Белорусского фронта двигались на Кенигсберг. Люди на картине живут ощущением приближающейся Победы. И живописцу удалось выразить это чувство.
Как и все фронтовики, Александр Ильич никогда не забудет того, что было: погибших друзей, искалеченные города и сёла, по которым провела его военная служба. И собственное тяжёлое ранение всю жизнь напоминало о прошлом.
А. И. Копачёв – великолепный пейзажист. Он пишет уголки родного города, Тульского края, самые красивые места центральной России и морские пейзажи.
Уютными, такими знакомыми предстают в работах художника виды города Новомосковска: заваленная снегом улица Московская (1963), тихие уголки 19 квартала.
Волжское приволье в мягкой розоватой дымке на великолепных этюдах, созданных во время творческой командировки на Волгу («Вечернее небо», 1947; «Баржи на Волге», 1957 и др.).
Художник много путешествовал, его живописные работы – своеобразный дневник, отчёт об увиденном. Это и псковский озёрный край, и пейзажи Ясной Поляны, Куликова поля, Белёва.
Загадочен в его полотнах старинный русский город Суздаль («Суздаль вечером», 1970), нежной грустью полон «Покров на Нерли» (1972). Холодная серо-голубая гамма полотна «Стынет» (Переславль-Залесский) напоминает нам о том неуютном времени, когда осень переходит в зиму.
А. И. Копачёв любил старинные русские города, сохранившие своё лицо в вихре пронёсшихся над ними веков. Неспешную провинциальную жизнь изобразил художник на этюде «Рыбацкая слободка» (1963).
Художник любил вечер, тот момент, когда он тихо и незаметно, будто сонно, переходит в ночь. Множество именно таких моментов на его этюдах «Вечернее небо» (1947), «Вечереет» (1958), «Угольный разрез вечером» (1957), «Последние лучи» (1995).
По словам самого живописца, «этюды, наброски – это записная книжка мастера, в которой он фиксирует живо, эмоционально то, что его поразило, увлекло, заворожило».
Несколько работ А. И. Копачёва посвящены сельским труженикам. Среди них: «Посевная» (1999), «Пора сенокоса».
Большое внимание в своём творчестве художник уделял натюрморту. Его натюрморты сочные, «вкусные», живые. («Цветы и фрукты», «Осень», «Натюрморт с сиренью» и др.).
А. И. Копачёв работал и в жанре портрета, о чём свидетельствуют созданные им «Портрет самодеятельной художницы Валентины Осиповны» (1980), «Портрет жены» (1996). По существу, портретом дочери художника является полотно «Пасхальное утро» (1987), пронизанное светом этого жизнеутверждающего праздника.
За плечами члена Союза художников России А. И. Копачёва большая творческая жизнь, сотни картин и этюдов, приносящие людям радость. Его работы хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.
Александр Ильич Копачёв умер в августе 2007 года в Новомосковске.

Возврат в раздел