Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Лицей Школа менеджеров
Возврат в раздел


Лицей «Школа менеджеров» (27.05.1991), муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
История лицея «Школы менеджеров» началась с 1991 года. У колыбели рождения нового учебного заведения стояли Игорь Васильевич Кузнецов и Елена Николаевна Дмитриева. Они выступили с инициативой создать учебное заведение с мало кому тогда понятным названием: «Колледж «Школа менеджеров». Новомосковский Совет народных депутатов поддержал эту идею, и 27 мая 1991 года было принято решение «Об открытии колледжа «Школа менеджеров» с целью предоставления учащимся оптимальных возможностей для получения основ экономических знаний, реализации способностей и интересов к научному познанию в максимально благоприятных условиях в статусе муниципального общеобразовательного учреждения инновационного типа. Идея обучения в колледже строилась на принципе сочетания лучших российских традиций с одной стороны, и использование современного мирового опыта – с другой.
Необычным в новой школе было всё: учились с восьмого класса, в расписании - необычные предметы экономической направленности. Уникальной была и сама жизнь в колледже, здесь всегда царили уважение к личности человека, свобода слова, идеалы Добра и Справедливости. Новомосковский поэт, учитель математики колледжа Николай Васильевич Шуклин написал «Гимн колледжа».
Фарит Муратович Галеев, директор колледжа с 1992 по 1995 год, благодаря рациональному подходу к формированию педагогического коллектива и успешному введению в учебный план новых дисциплин (машинопись, делопроизводство, право, экономика, основы менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учёта, бизнес-планирование, моделирование экономики и менеджмента), вскоре вывел учебное заведение на более высокий образовательный уровень. Включение предметов экономического цикла в учебный план лицея позволило заполнить существующую нишу в экономической профилизации школьников.
В 1999 году колледж получил официальное наименование «Лицей «Школа менеджеров».
С 1995 по 2004 годы новый руководитель Владимир Николаевич Гришин, кандидат педагогических наук, и команда единомышленников продолжили традиции, сложившиеся в коллективе, и Лицей «Школа менеджеров» неоднократно становился победителем конкурса «Школа года» (1999, 2001, 2002, 2003), в 2000 году – «Школа века». В 2004 году за большие достижения в научно-практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся Академией творческой педагогики (президент Л. И. Рувинский) коллективу лицея присвоено звание «Академическая школа».
С 2005 года, Наталья Николаевна Тарасова, директор лицея, Почётный работник образования РФ, опираясь на опыт и достижения прошлых лет, вела коллектив к главной цели – обучению, воспитанию и подготовке к самостоятельной жизни и деятельности человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование посредством формирования интеллектуального и нравственного потенциала.
В настоящее время педагогический коллектив лицея, возглавляемый директором Паниным Игорем Константиновичем, ставит и успешно решает следующие задачи: сохранение и развитие здоровья обучающихся с целью реализации их физического, интеллектуального потенциала через создание комфортной образовательной среды; организация учебно-воспитательного процесса для профессионального самоопределения обучающихся, создание условий для социально значимой проектной и исследовательской деятельности как в урочной, так и внеурочной деятельности; предоставление всем обучающимся оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих возможностей; овладение теоретическими и практическими навыками составления деловой документации (бизнес-плана и т.п.); профессиональная ориентация в выборе социально-экономической и технической специализации при продолжении образования.
Опыт работы педагогического коллектива был неоднократно представлен на научных и научно-практических конференциях в Туле, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Анапе, Рязани, в Гарвардском университете (США), на совещаниях методистов и специалистов по образованию городов Новомосковска и Тулы, руководителей образовательных учреждений МО г. Новомосковск.
В 1997 году Лицей «Школа менеджеров» на конкурсной основе стал «пилотной» школой Фонда правовых реформ Российской Федерации.
С 1999 года по 2009 годы лицей был экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации по теме «Экономико-правовое обучение школьников как условие гуманизации образования», которая в 2004 году преобразовалась в тему «Школа гражданского становления». Структурной основой этой темы стали проекты «Толерантность – путь к согласию», «Мой Лицей – школа гражданственности», «Модель системы выявления и развития одарённых подростков», «Модель ученического самоуправления «Молодёжное объединение "МЭРиЯ"», программа гражданско-правового и патриотического воспитания. Эти проекты были отмечены на всероссийских конкурсах званиями лауреатов или дипломами победителей.
В рамках эксперимента изменился подход учителей к самообразованию, 80% преподавателей работают в статусе педагогов-исследователей.
Учителя истории лицея апробировали учебно-методический комплекс по правоведению, провели рецензирование учебника «Обществознание» (2000), приняли участие в нескольких семинарах для учителей истории и права города, области и России.
Тема гражданско-правового воспитания заинтересовала Американские Советы по международному образованию (Фонд АСПРЯЛ): учитель Е. Д. Киселёва в течение двух лет являлась победительницей Международного конкурса учителей английского языка и страноведения. С 2005 года обучающиеся и учителя лицея стали партнёрами Международного проекта «Обсуждение вопросов демократии», в котором принимают участие пять стран: Россия (Калининград-Москва, Калуга-Новомосковск), США (штат Южная Каролина), Литва, Таджикистан, Румыния.
Всё выше перечисленное направлено на подготовку молодого поколения, стремящегося к дальнейшему самосовершенствованию, поэтому не случайно 90% выпускников поступают в престижные вузы: МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГУ имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», МГЮА, высшие военные училища, ТГУ, ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 50% выпускников отдают предпочтение экономическим специальностям.
Обучающиеся лицея – неоднократные победители и лауреаты российских, областных, городских научных конференций и конкурсов в различных областях науки и творчества. Наблюдается устойчивая тенденция роста результатов по большинству предметов, предполагаемых для сдачи в форме ЕГЭ. В течение последних 5 лет каждый 12 выпускник оканчивает лицей с медалью «За особые успехи в учении».
В Лицее «Школа менеджеров» разработана система воспитательной работы, обеспечивающая неразрывность учебно-воспитательной деятельности. Внеурочная жизнь лицея весьма разнообразна и удовлетворяет интересы обучающихся. Кроме дополнительных занятий, направленных на углубление знаний по предметам и проведение научных экспериментов, работают объединения дополнительного образования, в числе которых: литературно-драматическая студия «Геликон», клубы «Эрудит», «Час пик», «Правовед», студия вокала, спортивные секции волейбола, баскетбола, футбола, рукопашного боя, настольного тенниса и другие. Лицеисты – постоянные участники и победители городских и областных конкурсов, соревнований и спартакиад.
Следует отметить, что во многом становлению личности лицеиста помогает деловая игра «МЭРиЯ». Все хорошо понимали, что внеклассная жизнь должна предоставлять ученикам возможность для практического упражнения. Стали искать новые формы и методы работы. Заместитель директора по воспитательной работе Наталья Николаевна Тарасова фонтанировала идеями. Всё время надо было что-то придумывать, что-то создавать. Все мысли и дела были направлены на то, чтобы дети, которые поверили в колледж, ощутили новые положительные изменения в школьной жизни. Галина Степановна Шуклина, учитель физической культуры, предложила ребятам бизнес-игру, в которой должны быть задействованы все ученики. Попробовали. Вскоре стало ясно, что эта форма игры не даёт полного представления о той модели деятельности современного человека, которого требует время. Елена Владиславовна Прокудина – заместитель директора по научно-методической работе разработала систему новой игры, которая обрела чёткое структурирование деятельности «МЭРиЯ», оригинальную организацию учебно-воспитательного процесса. С момента поступления в лицей и до его окончания лицеист становится её участником с открытием ему именного лицевого счёта.
Расшифровка названия даёт представление о ее содержании:
М – менеджмент, потому что в ходе игры ребята учатся управлению – синтезу науки, опыта, искусства, ноу-хау, позволяющим добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
Э – экономика: в ходе игры учащиеся вступают в отношения по поводу производства, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченных ресурсов;
Р – рынок: игра – сеть равноправных взаимосвязей, основанных на купле-продаже;
и – союз «и» символизирует единение в ходе игры учителей и учеников;
Я – последняя в слове, как и в алфавите, буква отнюдь не последняя в жизни, ибо здесь каждый играет сам за себя, но на благо всех!
Структура управления «МЭРиЯ» предельно проста. Во главе стоит МЭР, которому подчиняются директора департаментов. В каждом классе есть служащие всех семи департаментов. Департаментам оказывают помощь, направляют консультанты – учителя. Как и в любом государстве, здесь есть граждане - лицеисты, учителя, сотрудники. Важна роль администрации в поддержке, создании условий для развития детского, молодёжного объединения.
Класс в лицее – место работы, маленькое предприятие. Успех деятельности государства «МЭРиЯ» зависит исключительно от каждого класса, а класса – от успехов каждого из граждан, служащих, управляющего. Стимулом для активной деятельности каждого участника является личный счёт, который пополняется в зависимости от успехов в учёбе – одного из основных направлений работы лицеиста, также участия в проектной и исследовательской деятельности, мероприятиях, спортивных достижений. Внутренняя валюта лицея – коллед. Все виды деятельности оплачиваются в соответствии с утверждаемыми департаментом финансов расценками.
Квинтэссенцией деловой непрерывной игры «МЭРиЯ» является аукцион, на котором у лицеистов появляется возможность перевести заработанные колледы в денежно-вещевой номинал. На аукционе коллед конвертируется в рубли в виде товаров различных наименований. Каждый учащийся, исходя из заработанной суммы и участвуя в торгах, может приобрести любой понравившийся лот, но самым главным является то, что фактически сумма на счёте - это своеобразный рейтинг успешности. Любая серьёзная деятельность становится поводом добиться успеха и повторить его, возможно, в других делах. Лицеист управляет, прежде всего, своими действиями для достижения личного успеха, а из множества маленьких достижений складывается имидж класса и лицея. В мае 1992 года состоялся первый аукцион! Место аукциониста занял директор колледжа Фарит Муратович Галеев. Было принято решение проводить аукционы ежегодно.
Одной из неотъемлемых деталей «МЭРиЯ», как и любого демократического государства, являются выборы. Сначала претендент-лицеист должен выдвинуть свою кандидатуру. Затем собрать 50 подписей, провести предвыборную кампанию и представить свою программу на дебатах или пресс-конференции. Далее проводятся непосредственно выборы и подводятся итоги голосования. После инаугурации вся вновь избранная «МЭРиЯ» приступает к работе.
Вся деятельность молодежного объединения «МЭРиЯ» регулируется следующими документами, разработанными в рамках проектной и исследовательской деятельности под руководством консультантов департаментов, руководителей объединений дополнительного образования и утверждёнными на общем собрании лицея – высшем органе молодёжного объединения: конституция «МЭРиЯ»; положение об ученическом самоуправлении; положение о молодёжном объединении «МЭРиЯ»; положение о непрерывной деловой игре «МЭРиЯ»; положение о департаментах; положение о выборах; положение о лицейской газете «Взвесь»; положение о выпускной работе лицеиста; должностные обязанности консультанта «МЭРиЯ»; функциональные обязанности служащих департаментов, директоров, управляющих, Мэра; заповеди лицеиста.
Непрерывная деловая игра «МЭРиЯ», в которую дети играют до сих пор, а точнее сказать в которой живут, учит ребят не только учёту и оформлению деловых отношений, но и самим деловым отношениям. Они пробуют свои силы на любой управленческой и исполнительской «должности» в «МЭРиЯ», зарабатывают колледы для аукциона тем способом, к которым есть склонности: кто отличной учёбой, кто научно-исследовательской деятельностью, кто спортивными достижениями, кто выступлениями на школьной сцене. Шанс даётся каждому!
Внутреннее содержание всей организации лицейской жизни сформулировано в «Золотом Кодексе» Елены Владиславовны Прокудиной, заместителя директора по учебной и научно-методической работе с 1992 по 1997 годы – победительницы Всероссийского конкурса «Золотой кодекс» учительских правил:
Учи! Ибо ты учитель.
Не суди, ибо ты не судья.
Возлюби коллег своих – всех и всяких.
Возлюби предметы чужие как свои.
Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.
Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.
Не умничай перед родителями учеников, ибо они их родители, а не ты.
Не жди с трепетом благодарности ни от кого.
Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.
Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.
В лицее гордятся своими успехами и достижениями. Коллектив этого образовательного учреждения является Лауреатом Всероссийского конкурса «Я – гражданин России» (2001), Всероссийского конкурса программ гражданско-правового и патриотического воспитания (2003), Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления (2004), областного конкурса на лучшую организацию походов по местам боевой славы (2003, 2004). По итогам 2004 года молодёжное объединение «МЭРиЯ» награждено грантом администрации МО г. Новомосковск.


Возврат в раздел