Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Лицей
Возврат в раздел


Лицей (04.07.1990), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новомосковска.
Идея о создании в нашем городе совершенно нового, инновационного учебного заведения давно витала в воздухе. В России подобные школы уже были, но Новомосковскому лицею суждено было стать первым в Тульской области.
До 1990 года в этом здании в 60-х-70-х годах ХХ века располагалась школа № 19, затем – учебно-производственный комбинат.
Активное участие в создании лицея принимал Соколов Евгений Ильич, который и предложил создать в городе нечто подобное. Он следил за становлением и развитием этого учебного заведения, реально помогал молодому образовательному учреждению в разработке его концепции, в составлении учебного плана, в оснащении учебных кабинетов. Именно он помог Лицею создать и оборудовать первый компьютерный класс. Он ещё успел вместе с педагогическим коллективом отметить 10-летие Лицея, который по праву считает Евгения Ильича своим Отцом, Учителем, Наставником.
Увлечённый идеей создания учебного заведения нового типа, кандидат химических наук, доцент, декан подготовительного факультета НФ РХТУ им. Д. И. Менделеева, Борис Александрович Марков оставляет работу в институте и становится первым директором лицея. В качестве ведущих педагогических идей он выдвинул культ творчества, уважение к таланту, человеческой личности, взаимное уважение педагогов и лицеистов. Под его руководством в Лицее сложилась особая воспитательная система, предполагающая единство учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности.
Одной из главных забот Маркова Б. А. как директора лицея были педагогические кадры. К 10-летию лицея в нём работало 25 учителей высшей категории, 2 заслуженных учителя РФ, 5 кандидатов наук, 5 Соросовских учителей, 3 победителя российско-американского конкурса учителей английского языка, 10 отличников просвещения.
К моменту создания лицея за плечами Галины Анатольевны Губановой был огромный и разнообразный опыт работы в качестве учителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы, зав. кафедрой русского языка НИ РХТУ имени Д. И. Менделеева. Девизом жизни и педагогической деятельности Г. А. Губановой, кандидата филологических наук, заслуженного учителя РФ, стали слова М. Горького: «Смысл жизни вижу в творчестве». Её привело в Лицей осознание того, что в настоящее время способность к творчеству так же важна, как интеллектуальные и специальные знания. Под руководством Г. А. Губановой, заместителя директора по научно-методической работе, в лицее была создана система по развитию творческих способностей учащихся, формированию у них черт творческой личности. Она руководила научно-методической деятельностью кафедр, цель которой – непрерывное развитие научного и исследовательского творчества преподавателей. Она организатор учебно-исследовательской деятельности лицеистов.
Первыми учителями лицея были Балашов Геннадий Михайлович, Бочкова Елена Михайловна, Филькова Алла Михайловна, Курылева Наталья Эдуардовна, Горлатов Александр Михайлович, Соколов Сергей Евгеньевич.
Общими силами учителей и учеников лицей рос и развивался, работа налаживалась. Был и увлекательный эксперимент обмена учениками с США, длившийся почти 5 лет. Американские ученики были поражены количеством знаний наших учеников по химии, физике. Со своей стороны они восхищали лицеистов своей раскрепощённостью, умением вести беседу и пользоваться компьютером.
По итогам I Всероссийского конкурса воспитательных систем Лицей был отмечен Дипломом I степени (2001).
Говоря о лицее, нельзя не сказать о его символике. Прежде всего, это гимн и герб.
Автор текста и музыки гимна - Наталья Эдуардовна Курылева, аранжировка Юрия Васильевича Романа. За основу гимна было взято стихотворение А. С. Пушкина «19 октября», посвящённое Царскосельскому лицею, где учился поэт.
Созданием герба занималась Эсаулова Вера Владимировна. Герб лицея – плод усилий всего коллектива лицея. В течение 2003-2004 учебного года комиссия работала над проектами герба. В результате долгих споров был одобрен проект герба, который был принят по итогам лицейского голосования.
Поскольку главной целью лицея является воспитание истинно интеллигентного человека, то в центре Герба помещен факел – символ постоянного горения, энергии, творчества. Он является ядром «Храма наук», олицетворяющего собой единение учителей и учеников в стремлении к главной цели.
Четыре ступени – четыре параллели: восьмые (нижняя), девятые, десятые и одиннадцатые классы.
Античные колонны и портик – универсальные символы торжества культуры, искусств. Они же олицетворяют связь эпох, преемственность поколений, а также гуманитарную сферу деятельности лицея.
Воображаемое ядро окружено орбитами с вращающимися на них электронами, что символизирует естественно – математическое направление в деятельности лицея, а также неразрывную связь этих двух составляющих. Кроме того, орбиты – это различные сферы приложения интересов, проявления творческих способностей лицеистов; это, наконец, символ нашей эпохи.
Белое здание храма – символ чистоты помыслов, святости традиций, мудрости. Красный фон – отсвет факела, символ силы знаний и красоты.
Три холма, на которых стоит «Храм наук», – это символ исторической родины лицея – Новомосковска, в гербе которого присутствует этот элемент.
Зеленый цвет – символ торжества жизни, изобилия.
Два конца ленты, сходящиеся вверху у магистерской шапки, символизируют два направления обучения, стремящиеся к одной цели.
Магистерская шапка и перо – средневековые символы учёности, мудрости, неустанных трудов на интеллектуальном поприще.
Лицей занимался не только обучением своих учеников, но и их воспитанием, развитию важных человеческих качеств, прививал умение работать в коллективе. Целью лицея было то, чтобы ученики непрерывно продолжали свою учёбу – не обязательно в ВУЗе, но и по жизни вообще. Их учили учиться, водили в походы, проводили капустники и другие мероприятия, основательно закрепившиеся в традициях учебного заведения, по сей день.
Сергей Евгеньевич Соколов, став в 2001 году директором лицея, продолжил эту интересную и нужную работу, активно и успешно участвует в инновационных программах.
Как директор лицея С. Е. Соколов делает всё для того, чтобы продолжить традиции, сложившиеся в учебном заведении, сохранить в лицее дух творчества, атмосферу высокой культуры и внутренней свободы. Он ищет новые формы совершенствования учебно-воспитательного процесса, стремясь включить лицей в контекст международного школьного образования. Много сил прилагает к укреплению учебно-материальной базы лицея.    Учащиеся лицея ежегодно участвуют в различных творческих конкурсах, за высокое качество работ они удостоены звания лауреатов на Всероссийских конференциях «Шаг в будущее» (Москва), «Юность. Наука. Культура» (Обнинск), «Открытие» (Ярославль), научно-практических конференциях по химии (Санкт-Петербург) и других.
Ежегодно в Лицее проводится конкурс «Эврика», вечер «Наше творчество», которые являются мощным стимулятором самореализации лицеистов, активизации их интеллектуальных, художественных творческих способностей.
Усилия учителей направлены на то, чтобы через творчество, творческую деятельность привить детям интерес к Большой Культуре, которая является вторым «материнским чревом» для формирования человеческой Личности.
И сейчас Лицей остается таким же востребованным учебным заведением, как и в прежние годы.
В 2006 году лицей получил Грант Президента.
  Создан был с любовью. Кропотливо,
Шаг за шагом шли, трудясь и веря.
По плечу лицею всё и всё по силам.
Ведь прекрасный возраст у лицея!
 


Возврат в раздел