Муниципальное бюджетное учреждение культуры

                         «Новомосковская библиотечная система»

Качалин В. М.
Возврат в раздел


Качалин Владимир Михайлович (10.04.1923–10.12.1997), артист Новомосковского драматического театра, в настоящее время Новомосковский филиал ГУК ТО «Тульский академический театр драмы имени А. М. Горького», Заслуженный артист РСФСР, Почётный гражданин г. Новомосковска.
Владимир Михайлович Качалин родился в городе Коломне Московской области. Учился в музыкальной школе по кассу скрипки у педагога Сергея Александровича Курлаева. Школьный симфонический оркестр, в котором Владимир играл на скрипке-альте, был популярен не только в Коломне, но и в Московской области. Оркестр даже выступал на лучшей концертной площадке страны – Колонном зале Дома Союзов.
«Первая моя роль в далёком детстве, – вспоминает В. М. Качалин, – женская: Анка-пулемётчица в спектакле «Чапаев» в школьном драмкружке… Потом я стал заниматься в драматическом кружке клуба железнодорожников Коломны. Сначала ставились самые разные одноактные пьесы, к примеру, «Под дикой яблоней»… Потом участвовал в постановке уже серьёзной драматургии – в «Платоне Кречете» А. Корнейчука… Убеждён, что самодеятельность заложила в меня то «семя», которое я прорастил в дальнейшем».
Окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) по специальности электрик 5-го разряда. Работал на Коломенском заводе бригадиром.
Началась Великая Отечественная война. В семье Качалиных «сразу ушёл на фронт старший брат, – вспоминает В. М. Качалин, – вслед за ним – другой, моложе меня. Я не был мобилизован: дали «броню» - завод наш был «секретным». Впрочем, он всегда был оборонным: когда-то назывался ЦАМ – Центральная артиллерийская мастерская, следующая аббреавиатура – АРОЗ: артиллерийский ремонтно-опытный завод, затем – ГАРОЗ, то же самое, но с прибавлением Государственный, потом завод стал «номерным», а непосредственно перед самой войной – заводом сельскохозяйственных машим имени К. Е. Ворошилова… На заводе выпускали танки и бронепоезда, делали тюбинги для дзотов и дотов, точили снаряды; в общем, выполнялись военные заказы…».
Летом 1942 года В. М. Качалин добровольно пошёл в военкомат, но его мало того, что оставили на основной работе, а ещё и назначили директором заводского клуба. «Работал клуб активно: кино крутили, существовал даже эстрадный оркестр… На проводимые мероприятия приходили и из воинских частей, и местные жители; всё это очень нужно было людям в то тяжелое время».
В январе 1943 года В. М. Качалин добровольцем ушёл в армию. Военкомат направил его на обучение в 1-й учебный артиллерийский полк, который размещался в Коломне. Однако, на фронт он не был отправлен, а получил приказ продолжить прохождение службы в учебном полку. Руководство обратило внимание, что молодой человек не только знает дело, а и других способен учить – речь чёткая, грамотная, излагает предмет ясно и доходчиво. И остался он в полку помкомвзвода как бы инструктором. В каждом новом наборе курсантов искал он способных для сцены парней, сколачивал агитбригаду, чтобы через пару недель выступить со скетчами, короткими постановками, песнями, плясками.
В полку был организован духовой оркестр. В. М. Качалин зачислили в музыкальный взвод, он играл в оркестре на трубе-теноре. «Оркестр был нужен в учебном полку для многого – парадов, строевых смотров и для сопровождения при отправке на фронт».
Летом 1944 года, демобилизовавшись из армии, В. М. Качалин послал документы в театральное училище имени М. С. Щепкина при московском Малом театре СССР, начал готовиться к приёмным экзаменам. Однако, встреча с заместителем директора Сталиногорского драматического театра Анатолием Григорьевичем Друтманом оказалась судьбоносной. Театр тогда гастролировал в Коломне и базировался в Доме культуры. А. Г. Друтман пригласил Владимира Михайловича на встречу с руководством Сталиногорского театра. Директор театра Николай Алексеевич Розанов, худрук Осипов и известный московский режиссёр Арнольд Маркович Самарин-Волжский прослушали молодого артиста, отметили его профессионализм и пригласили на работу в Сталиногорский театр.
В августе 1944 года, непосредственно перед открытием нового театрального сезона, В. М. Качалин приехал в Сталиногорск и этот город для него «с тех пор навсегда стал родным».
Творческий стаж работы В. М. Качалина в новомосковском театре составлял 54 года. В его трудовой книжке всего одна запись: «Артист Новомосковского Государственного драматического театра».
Зрители запомнили его яркие роли в спектаклях по пьесам К. Симонова «Так и будет» – Савельев, М. Горького «Старик» – Старик, А. Салынского «Забытый друг» – Гуськов, А. Афиногенова «Волчья тропа» – Орлов, М. Горького «Егор Булычёв и другие» – Булычёв, Фегейро «Эзоп» – Эзоп, В. Шекспира «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» – Фальстаф и другие.
Артиста отличала необыкновенная правдивость созданных им образов, поистине, это был талант от Бога! С именем Владимира Михайловича Качалина связаны творческие успехи новомосковского театра в разное время его развития. Он артист, без которого репертуар театра просто невозможно было себе представить. Чеховское «Предложение», булгаковская «Зойкина квартира», «Добрый человек из Сычуани» Брехта – вот только некоторые спектакли, в которых сыграл главные роли этот актёр невероятной органики и интуиции.
В одной из последних его работ, в спектакле «Чума на оба ваши дома» Г. Горина, герцог Веронский выглядил истинно возрожденческой личностью, под стать героям шекспировской трагедии, «вдогонку» которым была написана пьеса. Вышневский из «Доходного места» – тоже существо неодолимой мощи – сильное, властное, мрачно-циничное.
Фантастически совпали творческая природа артиста и внутренний мир героя грустной комедии «Ретро» А. Галина. Николай Михайлович Чмутин, кровельщик, человек «высокого дела», не находил себе места «внизу», в чужом сумеречном доме, набитом чужой мебелью, где за каждым предметом – чья-то мука, тоска, даже трагедия. Играя эту роль, основное внимание Владимир Михайлович переключал на высокую мелодраму, достигая абсолютного эмоционального единения с залом...
Одна из последних работ актёра – Крутицкий в комедии А. Н. Островского «На всякою мудреца довольно простоты». Качалина привлекала возможность глубочайшего анализа человеческой натуры, исследования характера на грани невозможных парадоксов. Сила актёрского мастерства вела Владимира Михайловича к новым и новым творческим вершинам. И не было предела этому восхождению, ибо не может быть у искусства конечной цели!
Если говорить образным театральным языком, он прожил не одну, а более пятисот жизней персонажей, которых играл, и персонажи эти будут ещё долго жить в памяти зрителей.
За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю работу и достигнутые трудовые успехи В. М. Качалину в 1974 году было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
Владимир Михайлович Качалин внёс большой вклад в развитие театрального искусства и культуры города. За многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры, творческий вклад в развитие и становление театра В. М. Качалину присвоено звание «Почётный гражданин города Новомосковска» 8 апреля 1996 года постановлением № 571 главы администрации города Новомосковска и Новомосковского района.
С 1999 по 2014 год Новомосковский государственный драматический театр носил имя Владимира Михайловича Качалина. С января 2015 года новомосковский театр стал филиалом Тульского академического театра драмы имени А. М. Горького.

Возврат в раздел